https://doi.org/10.20339/AM.11-18.018
А.Л. Кузеванова,
д-р социол. наук, доц., заведующая кафедрой
философии и социологии
e-mail: angelina2000@list.ru
А.И. Вагабова,
магистрант
e-mail: alena-vagabova@mail.ru
Волгоградский институт управления – филиал РАНХиГС при Президенте РФ
Представлен анализ результатов комплексного социологического исследования, цель которого — выявление основных характеристик процесса «макдональдизации» современной российской высшей школы. Дана характеристика понятия «макдональдизация» высшей школы. Авторы приходят к выводу о том, что, будучи «макдональдизированной», высшая школа в современных российских условиях оказывается под воздействием основных формальных принципов, связанных с требованиями стандартизации учебного процесса и системы оценки учебных достижений студентов, акцентированием внимания на количественных показателях, формированием условий для создания эффекта предсказуемости. В статье использован метод компаративного анализа, с помощью которого сравниваются социологические данные, полученные в результате анкетного опроса и глубинных интервью студентов и преподавателей вузов.
Ключевые слова: высшая школа, высшее образование, «макдональдизация», формальная рациональность, эффективность, предсказуемость, дегуманизация образования, стандартизация.
Литература
- Ритцер Дж. Макдональдизация общества. М., 2011.
- Смакотина Н.Л. Трансформация образования в условиях глобализации: возможности и риски // Ценности и смыслы. 2017. С. 21–28.
- Осколова Т.Л. Глобализация и высшее образование: путь к мировому гражданству или утрата национальной идентичности? // Образование и наука. 2014. № 1 (110). С. 28–43.
- Тхагапсоев Х.Г. К стратегиям развития образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2013. № 1. С. 103–119.
- Саганенко Г.И. Изучение образовательной сферы на макроуровне (результаты одного контент-анализа) // Высшее образование в России. 2012. № 8–9. С. 81–90.
- Калинина Н.Н., Сапунов М.Б., Тебиев Б.К. Трансформации идеи университета: вызовы времени и ответы академического сообщества // Экономика образования. 2012. № 4. С. 13–29.
- Филиппов Р.И. Макдональдизированное образование: подходит ли оно для России? // Высшее образование в России. 2010. № 3. С. 123–128.
- Рыбакова М.В., Пивоварова М.Б. Мотивация студентов к научной деятельности в условиях становления новой парадигмы в образовании // Успехи в химии и химической технологии. 2017. № 2 (183). С. 43–45.
- Морозова Г.В. Оценка студенчеством реформ, проводимых в системе образования в России // Известия Саратовского университета. 2013. № 1. С. 81–85.
- Barber M., Donelly K., Rizvi S. An avalanche is coming. London, 2013.
- Banks J.A. Educating citizens in multicultural society. New York, 2010.
- Loader R., Hughes J. Balancing cultural diversity and social cohesion in education: the potential of shared education in divided contexts. British journal of educational studies. 2017. No. 1. Pp. 3–25.
- Herman E., Stefanescu D. Can higher education stimulate entrepreneurial intentions among engineering and business students? Educational studies. 2017. No. 3. Pp. 312–327.