Ю.В. Ерещенко,
канд. психол. наук, доцент
Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
https://orcid.org/0000-0002-5808-0854
e-mail: erho11@mail.ru
Г.Ф. Голубева,
канд. психол. наук, доцент
Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
e-mail: golubeva.galia2012@yandex.ru
Е.М. Фещенко,
канд. психол. наук, доцент
Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского
e-mail: emfeshchenko@mail.ru
Личность в юношеском возрасте изучается во многих системах отношений. Л.С. Выготский одним из первых обратился к межличностным отношениям как движущей силе социализации личности. Родительское отношение как межличностное внутрисемейное отношение оказывает огромное влияние на формирование самоотношения личности ребенка. В юношеском возрасте самоотношение объективируется в системе социальных идентичностей — половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой и др., обеспечивает неслучайность профессионального и личностного самоопределения. Изучение особенностей родительского отношения во взаимосвязи с самоотношением личности в раннем юношеском возрасте особенно актуально в связи с запросами практики психологической службы, сопровождающей процессы профессионального и личностного самоопределения. В статье на основании эмпирического исследования родительского отношения представлен анализ данных отношений родителей (принятие, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник). Определены особенности в отношении отца и матери к личности ребенка в ранней юности. Выделены уровни самоотношения личности. С учетом высоких стеновых оценок приводится иерархия самоотношения. Определены взаимосвязи между родительским отношением и самоотношением при помощи использования методов корреляционного анализа.
Ключевые слова: родительское отношение, самоотношение, личность, ранний юношеский возраст, переживание, корреляционный анализ
Литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.
- Ерешенко Ю.В. Опыт применения педагогической системы Леона Батиста Альберти для изучения семейных ценностей студентов педагогических специальностей // Ученые записки ЗабГУ. 2021. Т. 16. № 1. С. 50–68. DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-1-59-67
- Ерешенко Ю.В. Особенности самоотношения в профессиональной адаптации молодого специалиста // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2023. С. 36–38. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54258053
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ: МОДЭК, 2011. 399 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 32 с.
- Чеснова И.Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: МГУ, 1987. 18 с.