Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доцент
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
Л.В. Логунова,
канд. филос. наук, доцент
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: log1444@yandex.ru
Статья посвящена сравнительному анализу эффективности двух стратегий обучения (конспектирование и «Дневник слушателя»). Статья состоит из двух частей. В первой части исследуются проблемы и ограничения, присущие такому традиционному методу обучения, как конспектирование, ставится вопрос о его целесообразности при преподавании курса лекций по социально-гуманитарным наукам. Во второй части рассматриваются возможности альтернативных способов организации работы студентов во время лекций на примере авторской методики «Дневник слушателя», разработанной преподавателем философии Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева и успешно реализуемой на непрофильных (нефилософских) направлениях обучения. Оценка сложностей, связанных с применением данной методики, и ее сильных сторон дана с учетом позиции всех участников образовательной ситуации (как преподавателей, так и студентов).
Ключевые слова: стратегии обучения, конспектирование, «Дневник слушателя», эффективность, лекционный материал, образовательная ситуация, работа мышления
Литература
1. Атабекова А. А., Белоусов А.А., Горбатенко Р.Г. Аудиторная лекция: инновационный потенциал для университета ХХI века. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/auditornaya-lektsiya-innovatsionnyy-po... (дата обращения: 07.07.2024).
2. Асташова Т.А. Современная лекция в вузе глазами студентов и преподавателей. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-lektsiya-v-vuze-glazami-studentov-i-prepodavateley (дата обращения: 07.07.2024).
3. Бурдье П., Пассрон Ж.-К. Воспроизводство: элементы теории системы образования. М.: Просвещение, 2007. 267 с.
4. Демин Т.С. Роль лекции как формата обучения в современном университете. URL: https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/53399/1/Demin_Rol.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
5. Лехциер В.Л. О судьбе лекции в цифровую эпоху: теоретический обзор, эмпирический анализ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sudbe-lektsii-v-tsifrovuyu-epohu-teo... (дата обращения: 07.07.2024).
6. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
7. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.
8. Мартинович Н.И. Специфика преподавания философию. URL: https://izd-mn.com/PDF/03MNNPK19.pdf#page=104 (дата обращения: 07.07.2024).
9. Рикер П. Герменевтика и психоанализ // Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 270 с.
10. Alasmari, N. (2024). Saudi Students’ Note Taking Strategies: Perceptions and Difficulties. Theory and Practice in Language Studies, 14 (3), 796–802. URL: https://tpls.academypublication.com/index.php/tpls/article/view/7679 (дата обращения: 07.07.2024).
11. Astra, I.M., Budi, E. & Evita, C. (2020). The effects of active learning model guided note taking on student’s critical thinking ability in high school. In Journal of Physics: Conference Series (Vol. 1521, No. 2, p. 022006). URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1742-6596/1521/2/022006/pdf (дата обращения: 07.07.2024).
12. Ezekeke, E.C., Lawal, R.A., & Bello, Y. (2022). Lecturers’ Perception of the Note-Taking Challenges of College of Education Students in Kwara State, Nigeria. Journal of Lexicography and Terminology, 6 (1), 1–17. URL: https://journals.unza.zm/index.php/jlt/article/view/696 (дата обращения: 07.07.2024).
13. Gorospe, M.M.J.M. & Abad, M.L.S. (2023). Note-taking behaviors of high school students. Journal of Multidisciplinary Studies, 3(6), 200-211. URL: https://cognizancejournal.com/vol3issue6/V3I609.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
14. King, A. (1992). Comparison of self-questioning, summarizing, and notetaking-review as strategies for learning from lectures. American Educational Research Journal, 29 (2), 303–323. URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/document?repid=rep1&type=pdf&doi=371fe6dff7a86df878c003b4b91d62a7096c73fe (дата обращения: 07.07.2024).
15. King, A. (1993). From sage on the stage to guide on the side. College teaching, 41 (1), 30–35. URL: https://faculty.washington.edu/kate1/ewExternalFiles/SageOnTheStage.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
16. Marin, L. & Sturm, S. (2021). ‘Why aren’t you taking any notes?’ On note-taking as a collective gesture. Educational Philosophy and Theory, 53 (13), 1399–1406. URL: https://philpapers.org/archive/STUWAY.pdf (дата обращения: 07.07.2024).
17. Trlifajová, M. (2023). Reflective Approach in Teaching Note-Taking. CLINA Revista Interdisciplinaria de Traducción Interpretación y Comunicación Intercultural, 9 (2), 161–182. URL: https://revistas.usal.es/dos/index.php/clina/article/view/31169 (дата обращения: 07.07.2024).