Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Возрастные аспекты проявления одаренности детей и подростков

О.Ю. Ангелова, Т.О. Подольская, М.В. Прохорова
80,00 Р

УДК 159.9+37.04

https://doi.org/10.20339/AM.10-20.035   

 

О.Ю. Ангелова,

канд. экон. наук, доц.

e-mail: oangelova@mail.ru

Т.О. Подольская,

канд. социол. наук, доц.

e-mail: podolskaya79@yandex.ru

М.В. Прохорова,

канд. психол. наук, доц.

e-mail: personalgerente@mail.ru

Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

 

Представлено эмпирическое исследование, проведенное на базе университетского центра, специализирующегося на подготовке подростков по естественнонаучному и физико-математическому профилю. Участниками исследования стали родители 85 одаренных детей. Для сбора данных использовался опрос, обработка данных проводилась методом описательной статистики и таблиц сопряженности. Выделены возрастные периоды, которые можно считать сензитивными для общей одаренности детей, достижения первых результатов и формирования образа будущей профессии. Наиболее часто выявление одаренности происходит в период дошкольного детства, достижение первых успехов — в период младшего школьного детства, а формирование образа будущей профессии — в годы младшего подростничества. Установлено, что между временем выявления способностей одаренных детей и началом их активной поддержки со стороны родителей, а также привлечением узких специалистов существует интервал, который может быть сокращен за счет психолого-педагогической подготовки и соответствующего информационного сопровождения.

Ключевые слова: одаренность, сензитивный возраст, образ будущей профессии, познавательная мотивация, возрастные аспекты одаренности, одаренные дети.

Литература

  1. Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. М., 1924.
  2. Worrell F.C. et al. Gifted students //Annual review of psychology. 2019. P. 551–576.
  3. Stoeger H., Balestrini D. P., Ziegler A. International perspectives and trends in research on giftedness and talent development, 2018. P. 25–38.
  4. Porter L. Gifted young children: A guide for teachers and parents. Buckingham, 1999.
  5. Рубиштейн С.Л. Общая психология. В 2 т. Т. 1. М., 1989.
  6. Ивлева М.Л., Баграмянц Н.Л. Общая характеристика и состояние прикладных исследований одаренности // Известия МАМИ, 2012. № 2 (14). С. 288–294.
  7. Bloom B.S., Sosniak L. Talent development vs. schooling // Educational Leadership. 1981. No. 39 (2). P. 86–94.
  8. Takacs C. They don’t get gifted until 4th grade: what parents can do until then // Roeper Review. 1982. No. 4. P. 43–45.
  9. Матюшкин А.Н. Одаренный ребёнок глазами воспитателей и родителей. Выявление и поощрение творческих детей. М., 2008. С. 113–123.
  10.  Романова Е.С. Психологический анализ проблемы успешности профессиональной карьеры одаренных учащихся // Теория и метод системной психологии. 2015. № 4 (16). С. 5–12.
  11. Эльконин Д.В. Избранные психологические труды. М., 1989.
  12. Теплов Б.М. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. 1. М., 1985.
  13. Геллерштейн С.Г. Психотехника. М., 1926.
  14. Богоявленская Д.Б. Еще раз о понятии «одаренность»: методологические подходы // Образование личности. 2014. № 4. С. 58–66.
  15. RAEX публикует рейтинги школ по конкурентоспособности выпускников по укрупненным направлениям подготовки. URL: https://raex-a.ru/releases/2020/22April
  16. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  17. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 2004.
  18. Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Екатеринбург, 2015.
  19. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99–108.

 

 

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 19-29-07462 «Разработка многофакторной социально-экономической модели поведения одаренной личности с применением методов машинного обучения».