Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Практика научного руководства аспирантами (по результатам экспертного опроса)

Г.Ф. Шафранов-Куцев, Г.З. Ефимова, А.А. Булашева
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.10-18.072

 

Г.Ф. Шафранов-Куцев,

д-р филос. наук, проф., научный руководитель университета,

академик Российской академии образования

e-mail: Shafranov-Kutsev@utmn.ru

Г.З. Ефимова,

канд. социол. наук, доц.

e-mail: G.Z.Efimova@utmn.ru

А.А. Булашева,

аспирант

e-mail: Bulasheva.91@mail.ru

Тюменский государственный университет

 

Исследована практика научного руководства аспирантами, рассмотрены особенности практической реализации образовательного процесса в аспирантуре как третьей ступени высшего образования. Проведен вторичный анализ исследований отечественных авторов, представлены результаты анкетного опроса аспирантов и экспертного опроса научных руководителей. Изучены приоритетные направления работы научного руководителя с аспирантами, проанализировано отношение начинающих исследователей к подготовке их диссертационного исследования. Показаны сложности, возникающие у аспирантов в процессе обучения, затруднения, которые испытывают научные руководители во время работы с начинающими исследователями. Особое внимание уделено влиянию личности научного руководителя на процесс подготовки аспирантом научной выпускной квалификационной работы (а затем кандидатской диссертации) в срок.

Ключевые слова: аспирантура, аспирант, научный руководитель, исследователь, ученый, анкетирование, мотивация аспиранта, диссертация, научная деятельность, научное исследование.

 

Литература

  1. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Научное руководство аспирантами: «внутренние» и «внешние» регуляторы // Известия Саратовского университета. Физика. 2015. Т. 15.
  2. В Минобрнауки рассказали о планах реформирования аспирантуры. URL: https://vz.ru/news/2017/12/7/898570.html
  3. Виноградова Е.Б., Мудрова Е.Б. Оценка факторов подготовки аспирантов в вузе (по результатам социологического опроса) // Университетское управление. 2011. № 5. С. 74–83.
  4. Грибанькова А.А. Научное руководство аспирантами: социально-психологические аспекты // Высшее образование в России. 2011. № 7. С. 70–74.
  5. Груздев И.А, Терентьев Е.А. Данные против мифов: результаты социологического исследования аспирантов ведущих вузов // Высшее образование в России. 2017. № 7. С. 89–97.
  6. Гусев А.Б. Роль аспирантуры в воспроизводстве научных кадров // Проблема высшей школы и воспроизводства научных кадров. М., 2015.
  7. Долматов А.В., Эрштейн Л.Б. Ответственность научного руководителя как фактор эффективности подготовки научного исследования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 4. C. 91–95. DOI 10.20339/AM.04-17.091
  8. Котляров И.Д. Проблемы квалификации научных руководителей // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». 2010. № 8. С. 46–48.
  9. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. М., 2001.
  10. Основные показатели деятельности аспирантуры. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/asp-1.xls
  11. Пленарное заседание съезда Российского союза ректоров. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57367
  12. Подготовка научных кадров высшей квалификации в России. М., 2017.
  13. Путин раскритиковал деятельность аспирантуры в России. URL: https://www.gazeta.ru/science/news/2018/04/26/n_11462845.shtml
  14. Резник С.Д., Макарова С.Н. Повышение роли научного руководства аспирантами в обеспечении качества подготовки молодых ученых в России. Пенза, 2016.
  15. Резолюция первого профессорского форума. URL: http://ппф2018.рф/o-forum/
  16. Роботова А.С. Деятельность научного руководителя: рефлексивные заметки // Высшее образование в России. 2009. № 7. С. 34–41.
  17. Фатыхова Р.М. Культура общения руководителя и аспиранта как условие эффективности научной деятельности // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1. С. 34–40.
  18. Качество диссертаций падает, несмотря на ужесточение требований. URL: https://ria.ru/society/20180426/1519492872.html
  19. Эрштейн Л.Б. Специфика научного руководства аспирантами-юристами в современных условиях // Вестник Санкт Петербургской юридической академии. 2012. № 1. С. 34–40.
  20. Gatfield T. An investigation into PhD supervisory management styles: Development of a dynamic conceptual model and it’s managerial implications // Journal of Higher Education Policy and Management. 2005. № 27 (3). Рр. 311–325.
  21. Li S., Seale C. Managing criticism in PhD supervision: qualitative case study // Studies in Higher Education. 2007. № 32 (4). Рр. 511–526.
  22. Exstam M. Helping postgraduate students to learn “the rules of the game” in and through the thesis writing process in English // Вестник БДУ. 2014. № 1. С. 98–101.
  23. Paglis L.L., Green S.G., Bauer T.N. Does adviser mentoring add value? Longitudinal study of mentoring in doctoral student outcomes // Research in Higher Education. 2006. № 47 (4). Рр. 451–476.

Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по теме «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (код проекта — 28.2941.2017/4.6).