Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Истоки становления педагогики среды и ее понятийного аппарата

Л.В. Мардахаев
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.10-16.053

 

Л.В. Мардахаев,

д. педагог. н., проф., заведующий кафедрой социальной педагогики,

почетный работник высшего профессионального образования РФ

Российский государственный социальный университет

e-mail: mantissa-m@mail.ru

 

Раскрыты истоки становления и развития одного из направлений социальной педагогики — педагогики среды. Показано формирование понятийного аппарата этого направления, в т.ч. определены сущность такового как отрасли знания, влияние среды на социализацию человека, особенно растущего, возможности его самореализации и становления как личности, а также истоки влияния среды на человека. Представлен анализ воззрений ведущих педагогов на важность фактора среды в воспитании детей, понятие риска среды и необходимость его учета. Охарактеризованы среда жизнедеятельности несовершеннолетних, детский воспитательный коллектив как социокультурная среда воспитания. Представлен авторский прогноз развития учения о детском воспитательном коллективе и социопедагогики как важнейших разделов педагогики среды. Сделан вывод о необходимости их учета в социально-педагогической работе с несовершеннолетними.

Ключевые слова: среда, педагогика среды, истоки педагогики среды, социопедагогика, непосредственная средовая педагогика.

 

Литература

  1. Егорычев А.М. Отечественная социальная педагогика как наука, отрасль знания и социальная практика // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 2. — С. 55–62.
  2. Егорычев А.М. Философские и научно-теоретические основы отечественного социального образования: социальная педагогика как механизм его развития // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2014. — № 10. — С. 20–28.
  3. Егорычев А.М. Перспективы становления и развития отечественной социальной педагогики в контексте решения проблем построения нового общества // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2013. — № 6. — С. 15–20.
  4. Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: В 2-х ч. — Ч. 2. — М., 2013. — С. 676–695.
  5. Еремин В. Отчаянная педагогика. — М., 2008.
  6. Еремин В. Воспитание в испытаниях. — М., 2011.
  7. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике. — М., 2010.
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: углубленный курс. — М., 2011.
  9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. — М., 2013.
  10. Мардахаев Л.В. Педагогика среды. — Новосибирск, 2009.
  11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: словарь. — М., 2011.
  12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — М., 2009.
  13. Обухов А.М. Свободное воспитание и дисциплина // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия: В 2-х ч. — Ч. 2. — М., 2013.
  14. Социальная педагогика. — М., 2011.