Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Практико-ориентированный концепт государственной информационной политики как институциональная основа повышения доверия населения к финансовым институтам в Российской Федерации

А.А. Линченко, О.Ю. Смыслова, Е.В. Трутенко
80,00 ₽

УДК 323:336.7

DOI 10.20339/AM.09-23.090           

 

А.А. Линченко,

канд. филос. наук, доцент, научный сотрудник,

ORCID: 0000-0001-6242-8844

e-mail: aalinchenko@fa.ru

О.Ю. Смыслова,

д-р экон. наук, доцент,

профессор кафедры менеджмента и общегуманитарных дисциплин

ORCID: 0000-0000-0000-1234

e-mail: savenkova-olga@mail.ru

Е.В. Трутенко,

лаборант-исследователь,

ORCID: 0009-0006-1038-5532

e-mail: evtrutenko@yandex.ru

Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ

 

Статья посвящена теоретическому обоснованию и разработке практико-ориентированного концепта государственной информационной политики, который рассматривается авторами в качестве институциональной основы повышения доверия населения к финансовым институтам в Российской Федерации. В статье определены долгосрочная стратегическая цель информационной политики, основные задачи, обобщенные функции, основные направления и базовые принципы. Проведенный анализ современных теорий социального капитала и культуры доверия позволил прийти к выводу, что разработка актуальной модели информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам будет иметь наибольшую эффективность в случае ориентации на практическое измерение, что означает приоритет не столько вопросов финансовой грамотности, сколько реальной включенности субъекта доверия в практики финансового рынка. На этой основе в данной работе базируется авторская позиция, что для формирования устойчивой культуры доверия населения к финансовым институтам, основанной на практическом взаимодействии и включенности потребителя финансовых услуг в финансовый рынок, необходимо создание единого информационного пространства реализации финансовых услуг и продуктов финансового рынка, а также распространение информационно-коммуникативных технологий, ориентированных на практическое вовлечение потребителя финансовых услуг в деятельность финансового рынка. В работе делается вывод, что ключевой задачей государственной информационной политики в сфере повышения доверия населения к финансовым институтам в Российской Федерации выступает согласование усилий ключевых акторов информационного поля финансовых услуг, а также синхронизация практик когнитивной, эмоционально ориентированной и поведенческой стратегий формирования культуры доверия к финансовым институтам. На этой основе предлагаемый авторами практико-ориентированный концепт конкретизирован в рамках модели информационной политики как институциональной основы по повышению доверия населения к финансовым институтам, в которой учитываются горизонт реализации, основные акторы, тип стратегии, актуальные риски и институциональные факторы.

Ключевые слова: государственная информационная политика, практико-ориентированный концепт, финансовое доверие, стратегии формирования культуры доверия, информационное пространство, риски, модель информационной политики. 

 

Литература

  1. Кузина О.Е., Ибрагимова Д.Х. Доверие финансовым институтам: опыт эмпирического исследования // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. Июль-август. № 4 (98). C. 26–39.
  2. Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях. Документ для общественного обсуждения. М.: Центральный Банк Российской Федерации, 2022. 27 с.
  3. Крылов А.А. Концептуализация государственной информационной политики Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Сер.: История и право. 2018. Т. 8. № 1 (26). С. 123–129.
  4. Основным достижением данной концепции стала интеграция трех областей политики: информационных политик в области СМИ, связи и информатизации. [Электронный ресурс]. URL: http://old.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 10.05.2023).
  5. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: Трейн, 2007. 469 с.
  6. Лихтин А.А., Ковалев А.А. Теоретические аспекты понятия «информационная политика» и особенности ее реализации в современной российской общественно-политической реальности // Управленческое консультирование. 2017. № 9. С. 105–116.
  7. Ли М., Лю Х. Политические концепты как дискурсивный инструмент непрямого формирования глобального и регионального лидерства (по материалам выступлений президента РФ Владимира Путина на заседании Совета глав государств — членов ШОС) // Политическая лингвистика. 2022. № 4 (94). С. 131–136.
  8. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2017. 246 c.
  9. Sztompka P. Thrust: A Sociological Theory. Cambridge: Cambridge univ. press, 2000. 227 p.
  10. Blank N. Vertrauenskultur: Voraussetzung für Zukunftsfähigkeit von Unternehmen. Wiesbaden: Gabler Verlag, 2011. 73 s.
  11. Концепция государственной информационной политики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://old.unesco.kz/ip/countries/russia_ru.htm (дата обращения: 15.05.2023).

 

 

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету, ВТК-ГЗ-50-23.