Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Проектирование конфликтологической готовности курсантов в процессе профессиональной подготовки в военном институте

Ю.Г. Быченко, М.А. Передумов
80,00 ₽

УДК 316.35+378:355

DOI 10.20339/AM.09-23.043    

 

Ю.Г. Быченко,

д-р социол. наук, профессор

кафедра гуманитарных и социальных наук

Саратовский военного ордена Жукова Краснознаменный институт войск

 национальной гвардии Российской Федерации

ORCID: 0000-0003-2094-6453

e-mail: bychenkoug@gmail.com

М.А. Передумов,

адъюнкт адъюнктуры очной формы обучения

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск

 национальной гвардии Российской Федерации

e-mail: mihail-peredumoff@yandex.ru   

 

Раскрывается содержание конфликтологической готовности как формы профессионального потенциала курсанта в военном институте. Доказано, что конфликтологическая готовность характеризует способность курсанта решать профессиональные задачи в условиях социальной напряженности и конфликта. Выявлены компоненты конфликтологической готовности курсанта: 1) знания о типах, видах конфликтов, умение работать в условиях конфликта (когнитивная подсистема готовности); 2) навыки оценки, профилактики, а также разрешения служебных (трудовых) конфликтов (практическая подсистема готовности); 3) цели, потребности, мотивация преодоления конфликта (личностная подсистема готовности). На основе анализа проведенных интервью (опрошено 16 военных экспертов, руководителей воинских структурных подразделений национальной гвардии РФ) уточнено содержание проектирования конфликтологической готовности курсантов как процесса предварительной разработки базовых разделов проекта, направленного на формирование конфликтологического потенциала, уточнения основных особенностей совместного взаимодействия преподавателей, управляющих, а также курсантов в целях формирования их конфликтологической готовности.

Раскрыты базовые разделы данного управленческого проектирования: 1) формирование государственного проекта роста дохода курсантов, поддержание практик их материального и духовного расширенного потребления, обеспечение соответствия уровня физических и интеллектуальных служебных (трудовых) затрат, а также денежного довольствия курсанта; 2) формирование совокупных конфликтологических пониманий, знаний, навыков диагностики конфликтов, осуществление военной профессиональной деятельности в условиях неопределенности внешней социальной среды, эффективных действий и решений в условиях различных типов и видов конфликтов; 3) профилактика формирующихся конфликтных практик в процессе профессиональной подготовки курсантов в военном институте — анализ информационных потоков о конфликтных рисках в системе служебных (трудовых) действий обучающихся; конструирование бесконфликтной культуры коммуникаций; поддержание и стимулирование бесконфликтных практик.

Ключевые слова: военный институт, курсанты, управление, социальное проектирование, конфликтологическая готовность обучаемых.

 

Литература

1. Принять главный стратегический документ «Стратегия 2030: Россия XXI века». URL: https://www.roi.ru/28823/ (дата обращения: 01.07.2023).

2. Галиев Р.Р. Обзор исследований жизнестойкости личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 129–133. DOI: 10.24158/spp.2022.1.16

3. Гнатышина Е.А. Компетентностный подход к подготовке педагога профессионального обучения // Личность. Культура. Общество. 2009. № 1. С. 17.

4. Смирнова М.С. Теоретические подходы к пониманию сущности феномена «готовность» в современной науке [Электронный ресурс]. URL: www.suhtrinf.ru/view_helpstud.php?id=2863 (дата обращения: 29.06.2023).

5. Самсонова Н.В. Конфликтологическая культура специалиста и технология ее формирования системе вузовского образования: монография. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. 308 с.

6. Рослякова С.В., Харланова Е.М., Артемьева Н.П., Черникова Е.Г., Рябых И.Г. Конфликтологическая подготовка будущих педагогов в вузе // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 11 (177). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktologicheskaya podgotovka buduschih pedagogov v vuze (дата обращения: 30.06.2023).

7. Галиев Р.Р. Ценностные ориентации как предикторы жизнестойкости курсантов военного вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2023. № 1 (65). С. 308–313.

8. Галиев Р.Р. Динамика жизнестойкости курсантов военного института // Проблемы современного образования. 2023. № 1. С. 75–86. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-1-75-86

9. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М.: РАГС, 1997. 237 с.

10. Баландина Т.М., Кузнецов Н.И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 166–171.

11. Кузнецов Н.И. Военный институт как самообучающаяся социальная организация // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. № 6. С. 107–114.

12. Ершов Д.О. Социально трудовое развитие курсантов военного института // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2015. № 1 (46). С. 85–90.

13. Сериков Г.Н. Принципиальные установки субъекту управления образовательным учреждением // Человек. Спорт. Медицина. 2008. № 13 (113). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipialnye ustanovki subektu upravleniya obrazovatelnym uchrezhdeniem (дата обращения: 30.06.2023).

14. Баландина Т.М., Гильфанова М.Г. Организационная культура военной организации: сущность и специфические проявления // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. 2022. № 2 (7). С. 70–74.

15. Быченко Ю.Г. Способности к профессиональной адаптации в системе профессионального потенциала российских офицеров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13. № 1. С. 215–222.