Для цитирования: Смагар А.В. Роль преподавания истории в формировании национальной идентичности в США // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. №9. С. 109-114. DOI: 10.20339/AM.09-22.109
УДК 130.2-042.3:94(7/8)+373
https://doi.org/10.20339/AM.09-22.109
А.В. Смагар,
аспирант
Кафедра философии языка и коммуникации
философский факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
e-mail: antonsmagar@gmail.com
Статья посвящена структурно-функциональному анализу роли школьного исторического образования в процессе национальной самоидентификации граждан в США. Для достижения поставленной цели в статье были выполнены определенные исследовательские задачи. Во-первых, выявлены структурные элементы (субъект, цель, объект, средства) образовательного процесса, направленного на воспроизводство национальной идентичности в США посредством исторической дисциплины. Во-вторых, кратко описана американская общеобразовательная система К-12, которая выступает субъектом в процессе конструирования унифицированных исторических знаний, а также национальной идентичности среди учеников. В-третьих, определено место и содержание национальной истории как школьной дисциплины в системе К-12 (в начальной школе и школе среднего звена) среди других обязательных дисциплин «социальных исследований» (Social Studies). В-четвертых, сформирована модель трехуровневой национальной самоидентификации учащихся, где ключевую роль играет преподавание истории. Процесс идентификации рассматривается здесь в качестве одной из социальных функций школьного исторического образования. В-пятых, обозначены актуальные тенденции и проблемы, связанные с критикой национально-ориентированной программы преподавания истории, а также возникновением новых ревизионистских исторических перспектив в американских школах, направленных на рассмотрение прошлого в призме проблем исторической несправедливости.
Ключевые слова: историческое образование, К-12, национальная идентичность в США, национальная самоидентификация, «культурные войны» (Cultural Wars).