Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Влияние академической среды на формирование политических установок студентов: опыт социологического исследования

В.В. Загребин, Е.С. Калинин
80,00 ₽

УДК 378:32:316.6

https://doi.org/10.20339/AM.09-21.033             

 

В.В. Загребин,

канд. социол. наук, доц. кафедры социологии

e-mail: zagrebin_vladimir@mail.ru

Е.С. Калинин,

студент кафедры социологии

e-mail: ronnval96@gmail.com

Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова

 

Исследована роль академической среды в процессе формирования политических установок современных российских студентов на примере города Ярославля. Представлена теоретическая интерпретация политической установки. Раскрыто определение политических установок, структура, типология и функции. Материал статьи базируется на результатах авторского социологического исследования политических установок обучающихся прежде всего через изучение университетской среды как фактора формирования политических установок. Анализируется политическая вовлеченность студентов, их протестные настроения, электоральное поведение, политические взгляды, доверие к политическим институтам и лидерам, популярные среди студентов источники политической информации, социальная активность и другие аспекты. Результаты исследования продемонстрировали, что влияние академической среды на политические установки студентов носит, скорее, умеренный характер. Установлено, что академическая успеваемость, уровень студенческой социальной активности, факультет обучения не оказывают значительного влияния на политические ориентации обучающихся. Существенную роль играет общение с другими студентами и преподавателями. Причем влияние преподавателей и дисциплин социально-политической направленности приводит, скорее, к повышению политической грамотности и большей вовлеченности обучающихся в политическую сферу.

Ключевые слова: политические установки, политическая социализация, молодежь.

 

Литература

1. Киселев назвал российское образование «конвейером, создающим недовольных». РБК от 05.11.2019. URL: https://www.rbc.ru/society/05/11/2019/5dc152179a7947bfd958548e (дата обращения: 20.07.2021).

2. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Политологический словарь-справочник. Ростов н/Д: ООО «Наука-спектр», 2008. 320 с.

3. Малькевич А.А. Политическая социализация: основные теоретические подходы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. № 2. С. 83–87.

4. Добряев П.А. Студенческая молодежь как субъект политического процесса: теоретико-методологический аспект: автореф. дис. … канд. философ. наук: 23.00.03. Минск, 1993. 18 с.

5. Артёмов Г.П. Коэволюция политических установок и политических институтов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2008. № 4. С. 9–20.

6. Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах. М.: Мысль, 2014. 500 с.

7. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.

8. Воат А.А. Роль политических установок в процессе стереотипизации массового сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2010. № 1. С. 45–47.

9. Официальный сайт Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. URL: https://www.uniyar.ac.ru/sveden/document/ (дата обращения: 19.07.2021).

10. Источники информации: интернет. ФОМ от 10.02.2021. URL: https://fom.ru/SMI-i-internet/14538 (дата обращения: 20.07.2021).

 

 

Исследование выполнено в рамках инициативной научно-исследовательской работы № АААА-А16-116052510007-0 «Основные направления региональной социальной политики в отношении подрастающего поколения в условиях современной России и основные пути их реализации».