УДК 378-042.3:331
https://doi.org/10.20339/AM.09-20.068
В.С. Сенашенко,
д-р физ.-мат. наук, проф.
Международная академия наук высшей школы
e-mail: vsenashenko@mail.ru
Е.П. Стручкова,
аспирант,
Российский университет дружбы народов
e-mail: elenastruch1988@gmail.com
Исследуется влияние структурных преобразований высшего образования на сопряжение сферы образования и сферы труда. Рассматриваются способы приведения структуры и содержания основных образовательных программ высшей школы в соответствие с потребностями реальной экономики страны. Также обсуждаются основные алгоритмы гармонизации высшего образования и сферы труда.
Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, образовательные стандарты, образовательные программы, механизмы сопряжения, знания, умения, навыки, компетенции, квалификация, профессия, сфера труда, реальная экономика, профессиональные стандарты, обобщенные трудовые функции, трудовые функции.
Литература
- Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 74–84.
- Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25.
- Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. № 8/9. С. 24–42.
- Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 38–47.
- Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования: современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 153–167.
- Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. № 5. С. 9–21.
- Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. № 5. С. 144–156.
- Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Высшая школа и потребности реальной экономики // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. С. 11–16.
- Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Образовательная модель — важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 9–20.
- Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 9–27.
- Люсев В.Н. Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 851–855.
- Я — физтех: книга очерков. М., 1996.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013 № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».
- Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения. URL: https://mcrk.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15121/Metodich/Professio...
- Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевернутому обучению»: эволюция концепции и ее философские основания // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 86–95.
- Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
- Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. О проблемах разработки примерной основной образовательной программы согласно ФГОС 3++ с ориентацией на профстандарты // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 164–175.
- Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31.
- Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. № 3. С. 451–465.
- Сенашенко В.С. Становление профессиональных стандартов как основа кадровых решений профессионального сообщества // Ректор вуза 2017. № 3. С. 30–35.
- Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–37.
- Минеев П.В., Соловьева Т.В. Реализация индивидуальной образовательной траектории // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 44–47.
- Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
- Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35–50.
- Тюменский государственный университет. Индивидуальные образовательные траектории. URL: https://www.utmn.ru/obrazovanie/iot/
- Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. URL: https://moluch.ru/archive/48/6062/
- Игнатьев В.П., Алексеева Т.Е., Богушевич И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29378
- Сенашенко В.С. Высшая школа и Болонские преобразования // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 95–100.