Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

О влиянии структурных преобразований сферы образования на сопряжение высшего образования и сферы труда

В.С. Сенашенко, Е.П. Стручкова
80,00 ₽

 

УДК 378-042.3:331

https://doi.org/10.20339/AM.09-20.068         

В.С. Сенашенко,

д-р физ.-мат. наук, проф.

Международная академия наук высшей школы

e-mail: vsenashenko@mail.ru

Е.П. Стручкова,

аспирант,

Российский университет дружбы народов

e-mail: elenastruch1988@gmail.com

 

Исследуется влияние структурных преобразований высшего образования на сопряжение сферы образования и сферы труда. Рассматриваются способы приведения структуры и содержания основных образовательных программ высшей школы в соответствие с потребностями реальной экономики страны. Также обсуждаются основные алгоритмы гармонизации высшего образования и сферы труда.

Ключевые слова: высшее образование, учебный процесс, образовательные стандарты, образовательные программы, механизмы сопряжения, знания, умения, навыки, компетенции, квалификация, профессия, сфера труда, реальная экономика, профессиональные стандарты, обобщенные трудовые функции, трудовые функции.

 

Литература

  1. Алтухов А.И., Сквазников М.А., Шехонин А.А. Особенности разработки ФГОС уровневого и непрерывного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 74–84.
  2. Сенашенко В.С., Пыхтина Н.А. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 13–25.
  3.  Сенашенко В.С., Макарова А.А. Образовательные гибриды в высшем образовании России // Высшее образование в России. 2018. № 8/9. С. 24–42.
  4. Сенашенко В.С. Уровни сопряжения системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 38–47.
  5. Топоркова О.В. О содержании программ высшего технического образования: современные тенденции (обзор) // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 153–167.
  6. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э., Бугаенко О.Д. Взаимодействие университетов со сферой производства как элемент реализации «третьей миссии» // Высшее образование в России. 2020. № 5. С. 9–21.
  7. Антоненко Н.А., Асаева Т.А., Тихонова О.В., Гречушкина Н.В. Кастомизированный подход к реализации образовательных программ при подготовке инженерных кадров // Высшее образование в России. 2020. № 5. С. 144–156.
  8. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Высшая школа и потребности реальной экономики // Высшее образование сегодня. 2020. № 3. С. 11–16.
  9. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Образовательная модель — важный фактор влияния на сопряжение системы высшего образования и сферы труда // Высшее образование в России. 2019. № 4. С. 9–20.
  10. Елина Е.Г., Ковтун Е.Н., Родионова С.Е. Российское высшее образование в условиях профессиональной стандартизации: опыт, вызовы, риски // Высшее образование в России. 2019. № 6. С. 9–27.
  11. Люсев В.Н. Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 851–855.
  12. Я — физтех: книга очерков. М., 1996.
  13. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
  14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.04.2013  № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта».
  15. Профессиональные стандарты в России: современное состояние вопроса, возможности применения. URL: https://mcrk.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15121/Metodich/Professio...
  16. Гнутова И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевернутому обучению»: эволюция концепции и ее философские основания // Высшее образование в России. 2020. № 3. С. 86–95.
  17. Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 5–15.
  18. Макарова Н.В., Титова Ю.Ф. О проблемах  разработки примерной основной образовательной  программы согласно ФГОС 3++ с ориентацией на профстандарты // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 164–175.
  19. Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. 2015. № 6. С. 26–31.
  20. Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Индивидуальные образовательные программы как новый механизм сопряжения высшего образования и сферы труда // Вестник Российского университета дружбы народов. 2019. № 3. С. 451–465.
  21. Сенашенко В.С. Становление профессиональных стандартов как основа кадровых решений профессионального сообщества // Ректор вуза 2017. № 3. С. 30–35.
  22.  Коршунов С.В. Системе стандартизации образования в Российской Федерации — четверть века // Высшее образование в России. 2018. № 3. С. 23–37.
  23. Минеев П.В., Соловьева Т.В. Реализация индивидуальной образовательной траектории // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 44–47.
  24. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10–24.
  25. Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 6. С. 35–50.
  26.  Тюменский государственный университет. Индивидуальные образовательные траектории. URL: https://www.utmn.ru/obrazovanie/iot/
  27. Митина Н.А., Нуржанова Т.Т. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. URL: https://moluch.ru/archive/48/6062/
  28. Игнатьев В.П., Алексеева Т.Е., Богушевич И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29378
  29. Сенашенко В.С. Высшая школа и Болонские преобразования // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 95–100.