УДК 001.18:378
https://doi.org/10.20339/AM.09-20.018
Ю.В. Карякин,
канд. техн. наук, ведущий эксперт
e-mail: Art-39-1@ayndex.ru
В.Г. Крец,
канд. техн. наук, доц.
e-mail: kretz@tpu.ru
М.С. Полонская,
старший преподаватель
e-mail: mspolonskaya@tpu.ru
Томский политехнический университет
Изложен авторский взгляд на развитие образования на стыке тысячелетий из позиции онтогенезного мышления. С опорой на результаты исследования познания фундаментальными науками и инновационную онтогенезную концептуальность образования представлено видение образа передового университета цифровой эпохи. Базовые компоненты такого образа — целевая установка образовательной деятельности, планируемый результат, способ взаимодействия субъектов образования, субстанция коммуникации, способ отображения мироустройства, временные характеристики образовательного процесса и эмоциональная среда учебных взаимодействий. Социально-психологические и философские признаки общества будущего представлены перечнем его характеристик: структурой разделения труда, отражающей доминирование творческой деятельности, новым миропониманием, формируемым на принципах единства, целостности и бесконечности развития общества как части мира, новыми социальными отношениями, основанными на глубинном понимании жизни как естественного духовно-природного процесса.
Ключевые слова: общество и образование цифровой эпохи, нелинейность, кризис, онтогенезное мышление, университет будущего.
Литература
- Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54216/1/978-5-9544-0083-0_2017.pdf
- Карякин Ю.В., Полонская М.С. Практика образования и онтогенезное мышление // Перспективы и технологии развития педагогики и психологии. Инновационные процессы: Сб-к науч. трудов по итогам 2-й Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2017. 36 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. 1979. № 2. С. 3–14.
- Матурана У., Варела Ф. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. М., 2001.
- Боуэн У.Г. Высшее образование в цифровую эпоху. М., 2018.
- Карякин Ю.В. Инновационная технология формирования знаний для студентов элитного образования. URL: Portal.tpu.ru