Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Intercultural wonderland: experience of integration of national culture into Russian foreign language education at higher school

В.А. Гончарова, В.В. Алпатов
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.09-17.110

 

В.А. Гончарова,

канд. пед. наук, доц., заведующая кафедрой

e-mail: v-goncharova@yandex.ru

В.В. Алпатов,

канд. филол. наук, доц.

e-mail: alpatov.v@list.ru

Кафедра методики обучения английскому языку

и деловой коммуникации

Института иностранных языков

Московского городского педагогического университета

 

Представлен анализ современного социально обусловленного контекста российского иноязычного образования в призме межкультурного подхода. Межкультурное языковое образование определяется ситуацией фактической монокультурной экспансии в условиях утверждаемого превосходства изучаемой культуры над родной в плане формируемых знаний и отношений. В качестве возможности противостояния подобной тенденции приводится пример курса русской культуры для студентов иноязычного образования Московского городского педагогического университета. Анализируя потенциал межкультурного подхода к языковому образованию, авторы указывают на необходимость упрочения рефлексивной основы. В частности, обосновывается идея метакультуры, ориентированной в образовательной проекции на сознательную личностную эволюцию студента как участника межкультурной медиации. В заключение излагаются соответствующие принципы межкультурного языкового образования.

Ключевые слова: межкультурное иноязычное образование, иноязычная культура, родная культура, этноцентризм, культурная идентичность, рефлексия, метакультура.

 

Литература

  1. Афанасьева О.Н. Коллективная идентичность в условиях глобальных изменений: динамика устойчивого и укоренение становящегося // Вопросы социальной теории. — 2011. — Т. V. — С. 223–241.
  2. Болдырев Н.Н., Алпатов В.В. Когнитивно-матричный анализ английских христианских топонимов // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2008. — № 4. — С. 5–14.
  3. Гончарова В.А. Метакультура: модель будущего иноязычного образования? // Обсерватория культуры. — 2017. — № 1. — С. 88–94.
  4. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. — М., 2004.
  5. Тарева Е.Г. Обучение языку и культуре: инструмент «мягкой силы»? // Вестник Московского городского педагогического университета. — Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2016. — № 3 (23). — С. 94–101.
  6. Тульчинский Г.Л. Массовая культура как воплощение гуманизма просвещения или почему российская культура самая массовая // Философские науки. — 2008. — № 10. — С. 38–58.
  7. Языкова Н.В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. — Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2009. — № 1. — С. 95–100.
  8. Ячин С.Е. Метакультура — место творчества личности на границе культурных сред // Вопросы социальной теории. — 2011. — Т. 5. — С. 149–161.