Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Конкуренция и конкурентные поля сферы высшего образования

Г.Ф. Шафранов-Куцев, Е.М. Черкашов
80,00 Р

https://doi.org/10.20339/AM.09-17.049

 

Г.Ф. Шафранов-Куцев,

д-р филос. наук, научный руководитель университета,

академик РАО,

заслуженный деятель науки РФ

e-mail: shafranov-kutsev@utmn.ru

Е.М. Черкашов,

канд. социол. наук, доц.

e-mail: emtch53@rambler.ru

Тюменский государственный университет

 

Представлен анализ сферы высшего образования, основывающийся на исследовании важнейших социально значимых функций университетов. Исследование имеет теоретический характер, в качестве основного материала выступает современный научный и научно-публицистический дискурс. Ключевым методом является качественный контент-анализ различного рода текстов, относящихся в теме исследования. Предложено понятие «конкурентное поле» для целостного представления и описания современного глобализированного гиперконкурентного общества и требуемого ему высшего образования. Рассмотрен процесс формирования современного российского конкурентного поля сферы высшего образования, в связи с чем выявлен желательный вариант его эволюции. Сделан вывод о том, что особую важность имеют дальнейшие исследования по выявлению социокультурных установок конкурентоориентированности и конкурентоспособности российской молодежи.

Ключевые слова: сфера высшего образования, конкуренция, гиперконкуренция, конкурентное поле, секторальные (отраслевые) рыночно ориентированные конкурентные поля бизнеса, конкурентные поля локусов, глобальные исследовательские университеты, опорные университеты.

 

Литература

1. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Аналитический доклад. — Красноярск, 2012.

2. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики. — М., 2013.

3. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. — М., 2005.

4. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма URL: https://www.e-reading.club/bookreader.php/88145/Zinov%27ev_- Zapad._Fenomen_zapadnizma.html

5. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. — Томск, 2010.

6. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Культура и модернизация в зеркале взаимодействия российских и иностранных профессионалов в мультинациональных трудовых коллективах в России // Социологические исследования. — 2014. — № 8. — С. 67–77.

7. Карачаровский В.В., Шкаратан О.И., Ястребов Г.А. Русская культура труда и иностранное влияние. — М., 2015.

8. Кузьминов Я.И., Семенов Д.С., Фрумин И.Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану» // Вопросы образования. — 2013. — № 4. — С. 8–63.

9. Лешуков О.В., Лисюткин М.А. Управление региональными системами высшего образования в России: возможные подходы // Университетское управление: практика и анализ. — 2015. — № 6 (100). — С. 29–40.

10. Марджинсон С. Способствуют ли рейтинги повышению эффективности? URL: https://ihe.hse.ru/article/view/5566

11. Портер М. Международная конкуренция. — М., 1993.

12. Портер М. Конкуренция. — М., 2002.

13. Родионов Д.Г., Кушнева О.А., Рудская И.А. Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг // Инновации. — 2013. — № 11 (181). — С. 89–97.

14. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг. — СПб., 2009.

15. Траут Дж. Новое позиционирование. — СПб., 2001.

16. Траут Дж. Большие бренды — большие проблемы. — СПб., 2002.

17. Украинский В.Н. Современная французская пространственная экономика: теория близости и типологизация локализованных экономических систем // Пространственная экономика. — 2011. — № 2. — С. 92–126.

18. Шкаратан О.И., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура: опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России: Социология, этнология. — 2002. — № 1. — С. 3–56.

19. 15 глобальных трендов изменения в жизни людей от Бюро Пирогова  URL: http://revision.ru/s/pirogov/

20. Doing Business Comparing Business Regulation for Domestic Firms in 190 Economies 2017. URL: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2017

21. Global Competitiveness Report2016–2017. URL: http://www3.weforum.org/docs/GCR2016-2017/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf

22. Global Entrepreneurship Monitor, GEM 2015/2016. URL: http://www.gemconsortium.org/report/49480

23. The Global Talent Competitiveness Index. URL: https://www.insead.edu/news/2017-global-talent-competitiveness-index-davos

24. The world’s top 100 non-financial MNEs, ranked by foreign assets, 2016. The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2015. URL: http://unctad.org/en/PublicationChapters/wir2017_AnnexTables_en.pdf

 

 

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодежи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» проект № 28.2941.2017/4.6.