https://doi.org/10.20339/AM.09-17.043
Н.С. Розов,
д-р филос. наук, проф., в. н. с.
Институт философии и права СО РАН
e-mail: nrozov@gmail.com
Рассмотрены негативные эффекты растущей бюрократизации университетского образования. Построена модель взаимосвязи переменных, объясняющая парадоксальный эффект: стагнацию и даже деградацию качества образования при наращивании контроля и отчетности, призванных повышать показатели для рейтингов. Для каждого основного компонента качества современного университетского образования намечены необходимые практики и структуры. Средствами той же модели взаимосвязи переменных показаны требуемые связи между интересами администрации, преподавателей университетов и качеством образования, которые в настоящее время отсутствуют в большинстве российских университетов. Показано, почему и через какие механизмы здоровая конкуренция в сфере качества образования эффективней, нежели наращивание централизованного бюрократического контроля.
Ключевые слова: качество образования, бюрократизация образования, развитие университетов, фундаментальность образования, актуальность образования, общекультурная компетентность, востребованность компетенций, конкуренция в образовании.
Литература
1. Аблажей А.М. Качество высшего профессионального образования: опыт комплексного социологического анализа (на пример вузов Новосибирска) // Вестник Томского госуниверситета. — Серия «Философия. Социология. Политология». — 2010. — № 1 (9). — С. 37–44.
2. Бабинцев В.П. Бюрократизация регионального вуза // Высшее образование в России. — 2014. — № 2. — С. 30–37.
3. Гуриев С.М. Наше самое высшее образование // Российское образование: тенденции и вызовы. — М., 2009. — С. 63‑70.
4. Иноземцев В.Л. Хорошее образование в России — миф // Ведомости, 03.10.2011.
5. Кабацков А., Лейбович О. «По духу времени и вкусу»: доцент как невольник // Новое литературное обозрение. — 2016. — № 142 (6). — С. 325–348.
6. Коллинз Р. Макроистория: очерки социологии большой длительности. — М., 2015.
7. Разработка и апробация метода теоретической истории. — Новосибирск, 2001.
8. Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования. — М., 1992.
9. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования. — М., 1993.
10. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. — М., 2003.
11. Соколов М.М. Российский университет как политическая система. — URL: http://polit.ru/article/2014/03/29/university/
12. Stinchcombe A. Constructing Social Theories. — Chicago & London, 1987.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект 15-03-00437 «Реформируемая наука. Институциональные и социальные последствия реформы академической науки в России».