Чэнь Лэ,
заведующий кафедрой изобразительного искусства Школы изящных искусств
Второй Гуандунский педагогический университет, Гуанчжоу, КНР
e-mail: faicean@163.com
Э.П. Чернышова,
канд. филос. наук, доцент
кафедра искусствоведения и педагогики искусства
Российский государственный педагогический университет им. А И. Герцена, Санкт-Петербург
e-mail: ch-elvira@bk.ru
AuthorID: 473321, https://orcid.org/0000-0001-5086-5713
Web of Science ResearcherID: C-2843-2016, Scopus AuthorID: 55967058400
Д.А. Ткаченко,
доцент
кафедры декоративного искусства и дизайна,
директор института художественного образования
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург
e-mail: d.a.tkachenko@yandex.ru
AuthorID: 722278, https://orcid.org/0000-0003-4000-5466
А.Д. Григорьев,
канд. пед. наук, доцент,
заведующий кафедрой дизайна
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
e-mail: g_ad77@mail.ru
Author ID in RSCI: 659081, https://orcid.org/ 0000-0002-9842-1254
В статье представлено комплексное сравнительное исследование методологии преподавания академического реализма в системе профессионального художественного образования Китая на примере четырех ведущих художественных академий: Центральной академии изящных искусств (CAFA, Пекин), Китайской академии искусств (CAA, Ханчжоу), Сычуаньской академии искусств (SAFA, Чунцин) и Гуанчжоуской академии изящных искусств (GFA, Гуанчжоу). Исследование выявляет три доминирующие педагогические парадигмы: 1) классический академизм CAFA с акцентом на фундаментальную подготовку по рисунку и масляной живописи, сохраняющий традиции школы Сюй Бэйхуна; 2) синтетический подход CAA, органично сочетающий западные реалистические техники с традиционными китайскими художественными практиками (гохуа, каллиграфия); 3) экспериментально-прикладные методы SAFA и GFA, адаптирующие реализм к современным художественным направлениям — в случае SAFA это интеграция с сычуаньской народной эстетикой, а для GFA характерен акцент на коммерческое искусство с учетом специфики южнокитайского региона. Особое внимание уделяется диалектике развития от формального освоения реалистических техник к формированию целостного художественного мировоззрения, а также современным тенденциям цифровизации учебного процесса. Исследование, охватывающее период 2015–2023 годы, основано на триангуляции методов: сравнительном анализе учебных программ, глубинных интервью с преподавателями и комплексном изучении выпускных квалификационных работ, что позволило выявить уникальные особенности становления китайской школы реализма, где академические принципы получают новое прочтение через призму национальной культурной традиции и вызовов современного арт-рынка, что имеет существенное значение для совершенствования методик художественного образования.
Ключевые слова: академический реализм, художественное образование, методика преподавания, гохуа (китайская живопись), педагогика искусства, сравнительный анализ, китайские художественные академии, традиция и инновации, цифровизация обучения
Литература
1. Пань Яочан. История современного китайского художественного образования: монография. Ханчжоу: Изд-во Китайской академии искусств, 2002. 210 с.
2. Сюэ Юннянь. Столетие ретроспективы // Художественный вестник. 1994. № 10. С. 8–12.
3. Писательская группа истории китайского искусства. История китайского искусства: монография. Пекин: Издательство высшего образования, 2019. 386 с.
4. Рабочий комитет Министерства культуры по сбору партийных исторических материалов, изд. Мемуары Яньаня Лу И: монография. Шанхай: Издательство «Гуанмин дейли», 1992. С. 3–4.
5. Цай Юаньпэй. Мнение о новом образовании // Полное собрание сочинений: в 18 т. Ханчжоу: Чжэцзянское образовательное изд-во, 1997. Т. 2. С. 9–17.
6. Линг Цзяо, Сюй Хенгол, Художественный дизайн, Шанхайское народное издательство, 2004.
7. Пань Яочан. История художественного образования (Том искусства). Ханчжоу: Китайское художественное изд-во, 2002. 300 с.
8. Воспоминания об Академии Лу Синя / Ред. коллегия Комитета по сбору исторических материалов Министерства культуры. Шанхай: Изд-во «Гуанмин жибао», 1992. 450 с.
9. Цяо Гуолин. Влияние педагогической мысли Линьнаньской школы живописи на преподавание дизайна в Академии изящных искусств Гуанчжоу // Art Education Research, 2016, (12): 74–76.
10. Чэнь Цинчжи. История китайского образования (следующая книга): монография. Пекин: Коммерческое издательство, 1940: 714–715.
11. Чернышова Э.П., Григорьев А.Д. К вопросу становления современного дизайн-образования // Современные проблемы архитектуры, изобразительного искусства и дизайна: межвуз. сб. науч. трудов / под ред. Ульчицкого О.А. Вып. 2. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2009. С. 39–49. EDN RKRKSR.