Л.Е. Смирнова,
канд. пед. наук, доцент
кафедры гуманитарных дисциплин и физического воспитания
Медицинский университет Петровского, г. Москва
(Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского)
https://orcid.org/0000-0001-7822-7940
e-mail: piramida_ul@mail.ru
Дальнейшее развитие страны, значительное увеличение наукоемких производств и их потребность в специалистах, готовых к успешному решению задач государственной важности, обусловило необходимость повышения требований к системе образования, которая в последние десятилетия находится в глубоком кризисе. Это подчеркивает актуальность проблемы поиска основных направлений ее совершенствования. В статье анализируются причины снижения качества образования в общеобразовательной средней и высшей школе; исследуется характер взаимосвязей между основными структурными компонентами образования: воспитанием и обучением. Изучение научной литературы, анализ передового педагогического опыта показали, что качественное изменение государственной системы образования возможно при условии научного подхода к организации процесса воспитания личности в ходе обучения. В настоящее время образование сводится к передаче новых знаний и технологий, то есть обучению. Однако исследование показало, что формирование целеустремленной, социально ориентированной личности с высоким уровнем ответственности за порученное дело, настойчивостью и упорством в реализации поставленной задачи происходит в ходе воспитывающего обучения при постоянных, непрерывных педагогических воздействиях. В связи с этим воспитание должно занять в системе образования ведущее место, так как усвоенные в процессе обучения знания могут быть направлены на достижение личностно ориентированных целей. Анализ научных публикаций свидетельствует о том, что в школе и вузах преобладает формальное отношение к воспитанию, которое представлено лишь комплексом воспитательных мероприятий, не обеспечивающих формирование личности, способной к служению Отечеству.
Материалы исследования показали необходимость существенного повышения морального статуса школы и учителя как одного из основополагающих направлений повышения эффективности системы образования. Автор предлагает изменить систему приема абитуриентов в педагогические вузы путем отбора выпускников средней школы с задатками и способностями к педагогической деятельности. В работе представлены практические рекомендации по использованию других форм набора будущих студентов педагогического университета, что позволит существенно повысить уровень профессиональной подготовки учителей и преподавателей вузов.
Ключевые слова: система образования, воспитание, обучение, личность, духовно-нравственное и культурное развитие
Литература
- Апресян Р.Г. Нравственность // Новая философская энциклопедия. М.: Мысль, 2000. Т. З. С. 139–147. URL: https://studizba.com/show/1184481-1-novaya-filosofskaya-enciklopediya-v-4.html (дата обращения: 16.04.2025).
- Беркович Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 512 с. URL: https://djvu.online/file/l5ZqD1jfJPIzS (дата обращения 16.04.2025).
- Бурко Р.А., Тимофеева С.В. Современные проблемы науки и образования в России // Молодой ученый. 2013. Вып. 11 (58). URL: https://moluch.ru/archive/58/8219/ (дата обращения: 06.04.2025).
- Васильев И.А. Качество школьного образования: субъективный взгляд на объективный процесс // Социологический журнал. 2013. № 4. https://doi.org/10.19181/socjour.2013.4.437
- Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо. 2005. 832 с. URL: https://djvu.online/file/0IzQlflvwYzW2 (дата обращения: 06.04.2025).
- Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования // Вопросы образования. 2017. С. 230–259. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-1-230-259
- Леонтьев А.Л. Духовность // Энциклопедия эпистемологии и философии наук. М.: Канон; РООИ; Реабилитация, 2009. С. 217–218. URL: https://gufo.me/dict/epistemology_encyclopedia/%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C (дата обращения 06.04.2025).
- Макаренко А.С. Сочинения в 5 т. / под общ. ред. А. Терновского. М.: Правда. 1971. Т. 5. С. 510.
- Ушинский К.Д. Научно-практическое назначение педагогики // Русский вестник. 1857. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_005651853/ (дата обращения 08.04.2025).
- Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Журнал для воспитателя. 1857. № 1. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/О_пользе_педагогической_литературы_(Ушинский) (дата обращения: 08.04.2025).
- Филимонюк Л.А. Современные проблемы пед. науки и образования (учебно-методическое пособие) // Научное обозрение. Реферативный журнал. 2016. С. 56–57. URL: https://abstract.science-review.ru/ru/article/view?id=706 (дата обращения: 06.04.20).