Е.П. Борнеман,
доцент кафедры
кафедра туризма, гостиничного и ресторанного сервиса
Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ);
аспирант
кафедра профессионального и социального образования
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ им. М. Акмуллы)
e-mail: demenenko@yandex.ru
В статье поднимаются вопросы профессионального самоопределения студентов во время обучения в вузе с позиции интеграции личностно-ориентированных технологий в образовательный процесс.
Целью настоящего исследования стало обоснование необходимости формирования и развития профессионального самоопределения студентов как педагогической задачи при подготовке специалистов гостиничного сервиса.
Актуальность темы исследования определяется обобщенным трактованием самого термина «специалист гостиничного сервиса». Вместе с тем перечень возможностей для самореализации в этой профессии для выпускников не ограничивается ни местом работы, ни видом деятельности. Правильная оценка и своевременная диагностика профпригодности к определенной специализации может способствовать эффективному самоопределению студентов, мотивировать к успешной учебной деятельности, стимулировать к профессиональному развитию.
Методология и методы. Методологию исследования составили положения общей теории обучения и воспитания, теории о единстве личности и деятельности, основы личностно ориентированного подхода к образовательному процессу. Методами исследования были определены анализ психолого-педагогической и методологической литературы по теме исследования, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, статистическая обработка экспериментальных данных.
Результаты Результатом настоящего исследования стало обоснование педагогической задачи по формированию профессионального самоопределения студентов — будущих специалистов гостиничного сервиса в течение всего обучения в вузе.
Теоретическая и практическая значимость Теоретическая значимость исследования заключается в разработке, обосновании и представлении результатов апробации матрицы профессий гостиничного бизнеса. Практическая значимость определяется предложенными формами и методами организации учебного процесса по подготовке специалистов гостиничного сервиса, направленными на формирование профессионального самоопределения средствами личностно-ориентированных технологий.
Выводы С целью поддержания интереса студентов к самореализации в профессии необходимо своевременно и корректно диагностировать их способности к профессиональной деятельности в пределах отрасли. Эффективность формирования профессионального самоопределения будет выше, если в содержание научно-методического обеспечения будут встроены личностно ориентированные компоненты.
Ключевые слова: профессионально значимые качества личности, профессиональная самореализация, специализация, матрица профессий, гостиничный бизнес.
Литература
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 352 с. EDN ZJUELZ
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с.
- Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Теория личности Б.Г. Ананьева // Мир образования — образование в мире. 2018. № 4 (72). С. 7–20. EDN QXZHYW
- Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 501 с.
- Super D.E., Bohn M.J. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971. 209 p.
- Holland J.L. Explorations of a theory оf vocational choice. // J. Appl. Psychol. 1968. V. 52. No. 1.
- Ginzberg E Axelrad S., Ginsburg S.W. Occupational Choice: An approach to a General Theory. N.Y.: Columbia University Press, 1951. 271 p.
- Ginzberg E. Toward a theory of occupational choice: A restatement // Vocational Guidance Quarterly. 1972. 20: 169–176.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. С. 83–122.
- Игнатьева Э.А. Профессиональное самоопределение студентов: методы поддержки и сопровождения // Вестник Ошского государственного университета. Педагогика. Психология. 2023. № 2 (3). С. 45–51. DOI: 10.52754/16948742_2(3)_6-2023. EDN GXMQSP
- Иляшенко Л.К., Лапшова А.В., Цыплакова С.А. Профессиональное самоопределение студентов в воспитательно-образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-2. С. 206–209. EDN LASGOT
- Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Гребнев С.А. Профессиональное самоопределение студентов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 78–86. DOI: 10.54509/22203036_2022_4_78. EDN AMKVMC
- Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Зубова Л.В. Ценностные ориентации в профессиональном самоопределении студентов различных специальностей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 2 (46). С. 72–80. DOI: 10.54509/22203036_2022_2_72. EDN TMAIFL
- Кремень Ф.М., Кремень С.А. Деятельность по сопровождению профессионального самоопределения студентов // Вестник Московского университета. Сер. 20: Педагогическое образование. 2020. № 3. С. 109–117. DOI: 10.51314/2073-2635-2020-3-118-127. EDN OSWXLG
- Попов А.Н., Хандримайлов А.А., Малахова О.Ю. Философско-педагогические основы профориентации в контексте профессионально-личностного самоопределения студента вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2022. № 2 (85). С. 55–59. EDN BYDRLY
- Слинкова О.К., Тхоренко Д.А. Мотивация профессионального самоопределения студентов, обучающихся на сервисных направлениях // Сервис plus. 2022. Т. 16. № 3. С. 74–83. DOI: 10.5281/zenodo.7379821. EDN AUUJHF
- Борнеман Е.П. К вопросу личностно-ориентированной подготовки специалистов гостиничного сервиса на базе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Т. 12. № 4 (45). С. 17–20. DOI: 10.57145/27128474_2023_12_04_03. EDN JHNMRP