Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Система практико-ориентированных образовательных технологий формирования культуры финансового поведения студенческой молодежи

С.Д. Резник, О.А. Сазыкина, М.В. Черниковская
0,00 ₽
УДК 378:37.09:336

С.Д. Резник,

д-р экон. наук, профессор,

заведующий кафедрой «Менеджмент»

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

e-mail: disser@bk.ru

О.А. Сазыкина,

канд. экон. наук, доцент

кафедры «Менеджмент»

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

e-mail: soa02041978@bk.ru

М.В. Черниковская,

канд. экон. наук, доцент

кафедры «Менеджмент»

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

e-mail: m.chernikovskaya@mail.ru

Цель исследования — обосновать необходимость реализации в период вузовского обучения системы практико-ориентированных образовательных технологий, направленных на формирование культуры финансового поведения студенческой молодежи. В качестве объекта исследования выбраны студенты высших учебных заведений России, представляющих одну из целевых групп населения и являющихся потенциалом будущего развития России. Информационной базой исследования являются научные публикации ученых в области финансовой грамотности и культуры финансового поведения студентов, а также результаты анкетного опроса 565 студентов из 29 российских вузов.

Результаты исследования свидетельствуют о наличии у студенческой молодежи элементов культуры потребления и сбережения. В то же время многие составляющие культуры финансового поведения (кредитование, инвестирование, страхование и др.) остаются вне поля зрения студентов. При этом с повышением курса обучения в вузе расширяется диапазон структурных элементов финансовой грамотности, интересующих студентов, повышается удельный вес студентов, желающих развивать и повышать культуру своего финансового поведения. Повышению культуры финансового поведения студенческой молодежи может способствовать предлагаемая внутривузовская система практико-ориентированных образовательных технологий формирования финансовой грамотности и культуры финансового поведения студентов.

Ключевые слова: финансовое поведение, студенческая молодежь, культура финансового поведения, финансовая грамотность, потребление, сбережение, инвестирование.

Статья подготовлена в рамках гранта РНФ «Стратегия формирования финансовой грамотности российского студенчества как ключевое условие обеспечения их экономической самостоятельности» (№ 22-28-20445). URL: https://rscf.ru/project/22-28-20445/

 

Литература

  1. Аликперова Н.В. Факторы влияния на финансовое поведение населения России: эффект 3Д // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 2. С. 165–175. DOI: 10.19181/population.2023.26.2.14
  2. Аликперова Н.В., Проскура М.А. Формирование моделей страхового поведения столичной молодежи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019. Т. 9. № 6. С. 82–89. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-6-82-89
  3. Афанасьев, М.В., Вахитова Т.М. Особенности инвестиционного поведения населения в современных условиях (на примере молодежи и студенчества) // Казанский экономический вестник. 2020. № 6 (50). С. 27–31.
  4. Гатина Л.И. Сберегательное поведение населения как объект социального осмысления и государственного управления // Управление устойчивым развитием. 2022. № 6 (43). С. 58–63. DOI: 10.55421/2499992X_2022_6_58
  5. Диденко В.Ю. Учет поведенческой иррациональности финансовых решений в моделях финансового поведения населения при формировании денежно-кредитной политики // AlterEconomics. 2023. Т. 20. № 1. С. 271–290. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2023.20-1.13
  6. Кунижева Д.А. Финансовая культура: многогранность понятия, подходы к исследованию и место в научном дискурсе // Теория и практика общественного развития. 2023. № 7 (183). С. 107–112. DOI: 10.24158/ti-por.2023.7.14
  7. Малкина М.Ю., Рогачев Д.Ю. Влияние личностных характеристик на финансовое поведение молодежи // Журнал институциональных исследований. 2019. Т. 11. № 3. С. 135–152. DOI: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.135-152
  8. Малкина М.Ю., Рогачев Д.Ю. Институты финансовой социализации российских студентов // Журнал институциональных исследований. 2021. Т. 13. № 4. С. 126–139. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.126-139
  9. Матвеева, В.Д., Фролова, Е.В. Уровень финансовой грамотности студенческой молодежи мегаполиса как фактор влияния на их потребительское поведение // Материалы Ивановских чтений. 2020. № S4 (31). С. 38–45.
  10. Павлов Б.С. Потребление и потребительство молодежи в «интерьере» бедности родительских семей (на примере Урала) // ЭКО. 2013. № 7 (469). С. 128–138.
  11. Панфилова А.О., Саввинова К.А. Финансовая культура студенческой молодежи // Society and Security Insights. 2022. Т. 5. № 3. С. 172–189. DOI: 10.14258/ssi(2022)3-12
  12. Разов П.В., Башкатов Н.Е. Формирование потребительского поведения студентов российских вузов под воздействием кредитного продукта // Власть. 2021. Т. 29. № 2. С. 161–165. DOI: 10.31171/vlast.v29i2.8038
  13. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Черниковская М.В. Повышение финансовой грамотности студентов: особенности и возможности региональных вузов // Интеграция образования. 2023. Т. 27. № 3. С. 522–538. DOI: 10.15507/1991-9468.112.027.202303.522-538
  14. Резник С.Д., Черниковская М.В., Сазыкина О.А. Гендерные особенности формирования финансовой грамотности студентов университетов России // Народонаселение. 2023. Т. 26. № 2. С. 176–188. DOI: 10.19181/population.2023.26.2.15
  15. Рогачев Д.Ю. Особенности финансового поведения студенческой молодежи // Народонаселение. 2021. Т. 24. № 2. С. 41–52. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.4
  16. Столярова А.А. Роль финансовых знаний в экономическом положении домохозяйств и граждан // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2010. № 3 (5). С. 159–166.
  17. Тюриков А.Г., Грызенкова Ю.В., Кунижева Д.А. О финансовой культуре студенческой молодежи // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 143–149. DOI: 10.31857/S013216250023451-9
  18. Черемисина Т.П. К вопросу о финансовой грамотности: от Пушкина до наших дней // ЭКО. 2012. № 6 (456). С. 151–165.
  19. Brigitta G.I., Widyastuti U., Fawaiq M. (2023) Pengaruh kontrol diri, sosialisasi orang tua, dan literasi keuangan terhadap perilaku menabung siswa smk. Jurnal Bisnis, Manajemen, dan Keuangan. Vol. 3. № 2. P. 579–593. DOI: 10.21009/jbmk.0302.18
  20. De Los Santos-Gutiérrez A., Molchanova V.S., González-Fernandez R., García-Santillán A. (2022) Financial literacy, savings culture and millennials students behavior towards retirement. European Journal of Contemporary Education. Vol. 11. № 2. P. 491–503. DOI: 10.13187/ejced.2022.2.491
  21. Widyakto A., Murtini D., Hanifah R.U., Santoso A. (2023) Pengaruh pendidikan keuangan di keluarga, pegetahuan keuangan dan gaya hidup terhadap perilaku keuangan. Owner. Vol. 7. № 1. P. 410–422. DOI: 10.33395/owner.v7i1.1256
  22. Yani I.A., Ameliany N. (2023) Pengaruh financial knowledge dan financial attitude terhadap financial management behavior pada mahasiswa administrasi bisnis. Negotium: Jurnal Ilmu Administrasi Bisnis. Vol. 5. № 2. P. 242. DOI: 10.29103/njiab.v5i2.7777