Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Уровни статистического образования

С.В. Сильченкова
80,00 ₽
УДК 378:37.09:311
 

С.В. Сильченкова,

канд. пед. наук, доцент

кафедра экономики

Смоленский государственный университет

SPIN-код: 1978-5357, AuthorID: 702858

e-mail: sil-sv@mail.ru

 

В статье раскрываются понятия статистической грамотности, статистической культуры и статистического мышления. Показывается их практическая значимость, содержание, связь друг с другом и с другими терминами с точки зрения разных авторов. Выявлено, что часто эти понятия рассматриваются обособленно, поэтому нет единства в определениях, их структуре и взаимосвязи. Целью статьи является рассмотрение содержания и границ вышеприведенных понятий. Статистическая грамотность, статистическая культура и статистическое мышление рассматриваются как три уровня статистического образования человека в широком смысле. Каждый последующий уровень включает в себя содержание предыдущего. Дана краткая характеристика каждого уровня статистического образования. Определен обладатель уровня, тот человек, который может его достичь в повседневной или в профессиональной деятельности. Описаны требования к знаниям для каждого уровня статистического образования. Определены основные требования к умениям и навыкам по применению статистических методов в жизни или в профессии для каждого уровня. Приведены некоторые дополнительные характеристики человека, необходимые для достижения каждого уровня его статистического образования. В результате можно более четко идентифицировать уровень достигнутого статистического образования человека.

Ключевые слова: статистическая грамотность, статистическая культура, статистическое мышление, статистическое образование.

 

Литература

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Истоки статистического мышления // Методы менеджмента качества. 2003. № 1. С. 34–40.

2. Голубенков А.А. К вопросу трактовки понятия «статистическая культура» // Педагогические науки. 2011. № 2 (47). С. 18–20.

3. Жигляева А.В. Статистическая грамотность как конкурентное преимущество в профессиональной среде // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2017. № 8 (8). С. 188–191.

4. Завражин А.В., Карманов М.В. Проблемы построения системы показателей статистической грамотности населения // Право и образование. 2019. № 10. С. 78–86.

5. Карманов М.В. Клочкова Е.Н. Статистическая грамотность как важная составляющая подготовки кадров для цифровой экономики // Вопросы статистики. 2018. Т. 25. № 10. С. 78–83.

6. Медведик В. Вероятность и статистика — ворота из школьной математики в жизнь [Электронный ресурс]. URL: https://olimpiada.ru/article/1089 (дата обращения: 01.05.2024).

7. Самарская С.В. Философия статистического мышления: пользователи социальных сетей и межличностные отношения в веке цифровизации // Гуманитарные и социальные науки. 2021. № 2. С. 56–62. DOI: 10.18522/2070-1403-2021-85-2-56-62.

8. Тарасова С.А. Статистическая грамотность студента медицинского вуза: сущность и структура // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 248–250. DOI: 110.26140/anip-2019-0802-0056.

9. Чернова Ю.К., Гушян Ю.Г., Фирсова О.А. Формирование статистической культуры в процессе научно-исследовательской деятельности студенческого конструкторского бюро «Качество» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2009. № 4 (7). С. 83–90.

10. Чесалин А.Н., Гродзенский С.Я. От статистического мышления — к интеллектуальному // Стандарты и качество. 2020. № 10. С. 94–97.

11. Шпер В.Л. Экономика России и статистическое мышление // Методы менеджмента качества. 2017. № 6. С. 1.

12. McMaster Je. Internship Project Statistical Literacy. Office for Statistics Regulation. 2023. 39 p.

13. 2023 Update on the indicator for statistical literacy [Электронный ресурс]. Paris 2023. URL: https://www.paris21.org/statistical-literacy-2023 (дата обращения: 01.05.2024).

14. Runge, J., Hudson, N. Public Understanding of Economics and Economic Statistics. EScoE Occasional Paper, 3. 2020. 235 p.