Е.А. Шаталова,
канд. пед. наук, доцент кафедры
общей и социальной педагогики
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
e-mail: shatel84@inbox.ru
А.С. Ковалева,
доцент кафедры специальной педагогики и психологии
Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул
e-mail: annaserg1605@mail.ru
В статье анализируются действия социального педагога по созданию психологически безопасной образовательной среды в общеобразовательной школе и предлагается социально-педагогическая программа. В настоящее время проблема создания психологически безопасной образовательной среды занимает важное место в образовании. «Психическое здоровье» становится ключевым понятием для образовательных учреждений с точки зрения создания психологически безопасной образовательной среды без психологического насилия, предотвращения возникновения негативных эмоциональных переживаний у ребенка в образовательном процессе. Психологически безопасная образовательная среда способствует лучшему усвоению учащимися учебного материала и всестороннему развитию их личности. Таким образом, создание психологически безопасной образовательной среды является важным элементом педагогической работы в школе. Гармонизация социально-психологического климата в школе и психологическая помощь участникам образовательного процесса входят в компетенцию социального педагога, а его практические и теоретические навыки направлены на создание психологически безопасной образовательной среды как необходимого условия для всестороннего развития личности. Важность нашего исследования заключается, прежде всего, в необходимости выявления психологических параметров образовательной среды, определяющих ее потенциал развития, в разработке четкой диагностики качественных психологических условий положительного развития субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: образовательная среда, психологическая безопасность, психическое здоровье, социальная педагогика.
Литература
- Беляева П.И. Психологическая безопасность личности младшего школьника и образовательная среда // Психология обучения. 2012. № 8. С. 113–121.
- Бурлакова Н.С., Олешкович В.И. Социально-психологическая терапевтически-развивающая среда для трудных детей: история и современные возможности проектирования // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2020. № 3. С. 262–290.
- Дети в трудной жизненной ситуации: подготовка к самостоятельной жизни. М.: Перо, 2021 [Электронное издание]. 1,7 Мб.
- Лошакова, Т.Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: монография. Екатеринбург: Дома учителя, 2001. 157 с.