Ф.Ю. Кушнарев,
канд. полит. наук, доцент,
кафедра социальной политики
Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова
e-mail: kushnarevcustoms@mail.ru
С.А. Бабуркин,
д-р полит. наук, профессор
заведующий кафедрой политологии и социологии
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: baburkin@mail.ru
В.В. Алешин,
аспирант кафедры политологии и социологии
Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского
E-mail: aleshin_vladislav@lenta.ru
В.Н. Кудашов,
соискатель кафедры политологии и социологии
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: marab20029@rambler.ru
М.А. Зайцева,
канд. пед. наук, доцент
кафедры социальной педагогики
и организации работы с молодежью,
советник ректора по информационной политике
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
e-mail: m.zayceva@yspu.org
В статье анализируется роль родителей в профессиональном самоопределении детей. Авторами проведено социологическое исследование среди выпускников педагогических, медицинских и технических вузов г. Ярославля, результаты которого показали, что ключевыми факторами в профессиональном самоопределении являются семейные ценности (миссия) и референтная личность, а не мнение друзей, реклама в СМИ или фильмы. Дети, воспитанные в семьях с миссией служения (например, учителя, военные, пожарные, полиция, медики и т.д.), как правило, следуют жизненному сценарию своих родителей. Большинство опрошенных студентов признали, что мнение родителей играет важную роль в выборе их будущего образования и профессии. Только небольшое число родителей предпочитает оставаться в стороне при выборе образовательных и профессиональных путей своих детей. Исследование показало, что профессиональные цели большинства детей из семей врачей совпадают с целями их родителей. У студентов, которые поступили в университет по принуждению родителей, обнаружена более низкая успеваемость в учебе. Эти студенты чаще страдают от стресса, апатии, алкогольной зависимости по сравнению с теми, кто самостоятельно и сознательно выбрал свое место обучения. Студенты, которые благодаря родителям активно развивались через занятия во второй половине дня (например, танцы или борьба), быстрее определили свои сильные и слабые стороны, осознанно выбрали вуз и свою будущую профессию. Авторы отмечают, что медицинское образование имеет элитарный и наследственный характер, так как многие студенты медицинских вузов имеют родственников, связанных с медициной. Очевидно, что в условиях динамики социальных изменений сложно найти стабильную, уважаемую, хорошо оплачиваемую работу, позволяющую находить социально значимые связи.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, жизненный сценарий, референтная личность, ценности, установки, ресурсы семьи.
Литература
1. Кушнарев Ф.Ю. Отношение студентов педагогических вузов к будущей профессии учителя // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 4. С. 39–45. DOI: 10.20339/AM.04-24.39
2. Ачмизова С.Я. Специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 1 (104). С. 386–387.
3. Кочешков Г.Н. Педагогические идеи Н.А. Рожкова // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1. № 4. С. 44–48.
4. Таланов С.Л. Влияние референтной личности, социального капитала семейной группы на формирование образовательной и профессиональной стратегии детей // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 4. С. 28–37. DOI: 10.20339/AM.04-20.28
5. Artino A.R., Stephens J.M. (2009) Academic Motivation and Self-Regulation: A Comparative Analysis of Undergraduate and Graduate Students Learning Online // The Internet and Higher Education. 2009. Vol. 12. No. 3. P. 146–151.
6. Birgenau Robert J., Yudof Mark G., Edley Christopher F.Jr. Challenges to public universities // Bulletin of the American Academy of Arts and Sciences. Winter. 2009.
7. Eckstein Megan. Community colleges see stimulus bill as bonanza for their students // The Chronicle of Higher Education. February 17, 2009.
8. Aucejo E.M., French J.F., Ugalde Araya M.P., Zafar B. (2020) The Impact of COVID‑19 on Student Experiences and Expectations: Evidence from a Survey. NBER Working Paper no. 27392. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research.
9. Березин Д.Т., Румянцева Е.С. Влияние COVID-19 на систему высшего образования // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2020. № 10. С. 12–22. DOI: 10.20339/AM.10-20.12
10. Михалева М.В. Среда малого города в организации профессионального самоопределения старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1. № 1 (97). С. 108–116.