УДК 378-042.4:004
А.В. Землянская,
преподаватель, e-mail: zemlya96.96@mail.ru
А.А. Дырдина,
студентка, e-mail: lina.dyrdina.01@bk.ru
кафедры социологии и управления, института истории,
права и общественных наук
ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского
Использование цифровых технологий является одним из основных требований во многих профессиональных сферах, в том числе в образовании. В настоящее время преподаватели все больше понимают преимущества, которые дает правильное использование цифровых технологий в организации современного учебного процесса.
Новые тенденции требуют от преподавателей цифровой грамотности. В связи с этим возникает потребность самостоятельно развивать навыки использования информационных технологий. Большинство навыков цифровой грамотности связано с использованием современной компьютерной техники, работой в интернете и др. Наиболее важными особенностями цифрового образования являются умение педагога свободно использовать информационно-коммуникационные технологии для организации учебного процесса на всех этапах обучения.
Однако при цифровизации современного образования могут возникать определенные риски. В работе проводится типологизация рисков цифровизации современного образовательного процесса. Также было проведено социологическое исследование: опрос студентов гуманитарного вуза ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, контент-анализ экспертного интервью генерального директора ВЦИОМ Федорова В.В., а также взято интервью у Кима Воронина, руководителя онлайн-курса PowerPoint Ninja.
Ключевые слова: образовательный процесс, экспертное интервью, риски, рискогенная среда, цифровизация, учителя (преподаватели), клиповое мышление, информационное общество, курсы, марафоны.
Литература
Бровкина А.А. Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифровизации общества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-2 (46). С. 68–72.
Галич Л.П., Шушунова Т.Н. Визуальное измерение социального мира в социологии // Социологический альманах. 2020. № 11. С. 20–27.
Зайцева И.А., Торосян А.С. Цифровизация высшего образования и цифровизация человека: перспективы, проблемы, возможные пути решения // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 3-2. С. 86–90.
Зубок Ю.А. Феномен риска в социологии: Опыт исследования молодежи. М.: Мысль, 2007. 288 с.
Ибатова А.З., Ильин А.Г. Изучение эффективности МООК в современном образовательном пространстве // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 126–127.
Лоскутова И.М., Панич Н.А., Юдина Е.Н. Социальные аспекты дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 // Теория и практика общественного развития. 2021. № 3 (157). С. 30–34.
Мартин У.Дж. Информационное общество: Реферат // Теория и практика общественно-научной информации: ежеквартальник / АН СССР. ИНИОН; Редкол.: Виноградов В.А. (гл. ред.) и др. М., 1990. № 3. С. 115–123.
Меркулова Т.К. Социальный проект как форма сохранения исторической памяти // Наука и школа. 2017. № 2. С. 97–103.
Шаталов В.Ф и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение. 1989. 143 с.
Яницкий О.Н. Социология риска: ключевые идеи // Мир России. Социология. Этнология. 2003. № . С. 3–35.
Beck U. Risikogesellschaft: Auf dem Weg in eine andere Moderne. Frankfurt/M. 1986. 383 p.
Toffler A. The Third Wave / Publisher: William Morrow & Company, Year. 1980. 784 p.
Luhmann N. Soziologie des Risikos / de Gruyter. Berlin. 1991. 252 p.