Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Миссия университета как ответ на вызовы времени

В.И. Лукащук
80,00 ₽

УДК 378

DOI 10.20339/AM.08-23.027       

 

В.И. Лукащук,

д-р социол. наук, доцент,

профессор кафедры «Социально-философские науки  и массовые коммуникации»

Севастопольский государственный университет

e-mail: luka81@list.ru

 

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы формирования и трансформации миссии университета в соответствии с потребностями общества в разные исторические эпохи. Показано, что главными составляющими миссии университета были и остаются просвещение, научные исследования и служение обществу, к которым в разное время добавлялись другие концепты в соответствии с общественными запросами. Отмечено, что в ХХ в. миссия университета формировалась под воздействием существенных концептуальных изменений в социальной роли высшего образования, связанных с переходом от элитарной модели университетского образования к массовой. Последняя была направлена на удовлетворение потребностей промышленности, продуцирование гуманитарного знания для развития культуры, интеллекта и духовности. Показано, что миссия современного университета трансформируется в соответствии с потребностями глобального общества и его рыночной экономики путем добавления к ее «классическим» компонентам ряда других, связанных с экономическими, социальными и глобализационными факторами. Подчеркнуто, что в нынешних российских реалиях, в связи с проведением специальной военной операции основной задачей университетского образования становится не только донести до студенческой молодежи информацию, но и научить работать с ней, используя современные научные методы. Потребности современного российского общества побуждают университеты, кроме науч-но-образовательной, выполнять социальную миссию.

Ключевые слова: высшее образование, университет, миссия университета, модели университета, классический университет, исследовательский университет.

 

Литература

1. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета. М.: НИУ ВШЭ. 2019. 144 с.

2. Суворов Н.C. Средневековые университеты. М.: URSS, 2021. 254 с.

3. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT. 2004. 557 c.

4. Шапкин И.Н. От средневекового к современному университету: этапы развития и концептуальные решения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022. Т. 12. № 3. С. 102–109. DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-3-102-109

5. Мамардашвили М. Вильнюсские лекции по социальной философии. Опыт физической метафизики. СПб.: Азбука. 2019. 352 с.

6. Коршунова С.А. Особенности формирования социального института образования в средневековых университетах // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2018. № 1 (14). С. 146–149.

7. Касаткин П.И. Идея университета как основа его существования и эволюции // Евразийский юридический журнал. 2017. № 10 (113). С. 371–375.

8. Сметанина М. Д. Культурно-исторические трансформации идеи университета // Сибирский антропологический журнал. 2022. Т. 6. № 1. С. 122–128. DOI: 10.31804/2542-1816-2022-6-1-122-128

9. Сантоцкая К.Э. Эволюция идеи университета // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 1 (36). С. 72–86.

10. Altbach P.G. Global Perspectives on Higher Education. Baltimore: Johns Hopkins University Press. 2016. 352 p.

11. The Bucharest Declaration concerning Ethical Values and Principles for Higher Education in the Europe Region // Higher Education in Europe. 2004. Vol. 29. No. 4. P. 503–507.

12. Лукащук В.И. Трансформация высшего образования в условиях глобализации // Вестник ИМСИТ. 2021. № 1 (85). С. 16–19.

13. Лукащук В.И. Проблемы цифровизации высшего образования в России // Alma mater (Вестник высшей школы). 2021. № 7. С. 24–28. DOI: 10.20339/AM.07-21.024