УДК 37:304
https://doi.org/10.20339/AM.08-21.108
Н.И. Лобанова,
канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социологии
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева
e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru
Представлена попытка осмысления теории языковых кодов Бэзила Бернстайна. Проанализированы основные аспекты данной концепции, а именно различие субкультур среднего и низшего (рабочего) классов, социальная дифференциация языка, влияние усвоенных языковых кодов на школьную успеваемость. Показано, что теория Б. Бернстайна не только позволяет установить связь между школьной успеваемостью и социальным происхождением: она помогает прояснить механизм, с помощью которого осуществляется взаимосвязь между успешной образовательной карьерой, с одной стороны, и принадлежностью к социальному классу — с другой. Этим инструментом оказываются языковые коды, интериоризированные в ходе социализации наряду с другими элементами (ценностными ориентациями, схемами восприятия, мышления и поведения), характерными для субкультуры своего класса (социальной среды); степень расхождения языковых (и в целом культурных) установок и коммуникативных практик, усвоенных в раннем детстве, с теми, какие действуют в пространстве школы и на всех уровнях системы образования (с учетом привилегированного, легитимированного положения последних и стигматизации первых), и определяет меру образовательных неудач. Концепция Б. Бернстайна рассматривается как эвристическое средство, которое способствует не только расширению горизонтов уже имеющихся способов постановки образовательных проблем, но и открытию новых перспектив в их осмыслении.
Ключевые слова: языковая компетенция, школьная успеваемость, языковые коды, социальный класс, коммуникативные установки, языковое поведение.
Литература
- Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
- Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
- Макушева М.О. Теория образовательных неудач Б. Бернштайна в свете социологии языка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 125–130.
- Старостина С.А. Анализ основных теорий социологии образования // Вестник современных исследований. 2018. № 12.8. С. 392–394.
- Шаронова С.А. Из истории развития социологии образования за рубежом // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 119–126.
- Barrett, B.D. (2017). Bernstein in the urban classroom: a case study. British Journal of sociology of education. No. 38(8). P. 1258–1272. URL: https://www.researchgate.net/profile/Brian-Barrett 2/publication/312573676_Bernstein_in_the_urban_classroom_a_case_study/links/5a1328bd4585158aa3e36fff/Bernstein-in-the-urban-classroom-a-case-study.pdf (accessed on: 05.06.2021).
- Bernstein, B. (1960). Aspects of language and learning in the genesis of the social process. Child Psychology and Psychiatry. Vol. 1. P. 313–324.
- Bernstein, B. (1960). Language and Social Class. The British Journal of Sociology. Vol. 11. No. 3. P. 271–276.
- Bernstein, B. (1958). Some sociological determinants of perception: an enquiry into sub-cultural differences. The British Journal of Sociology. Vol. 9. No. 2. P. 159–174.
- Bernstein, B. (1961). Social structure, language and learning. Educational Research. No. 3:3. P. 163–176.
- Broadhead, S., & Gregson, M. (2018). Basil Bernstein and Democratic Education. In: Practical Wisdom and Democratic Education. Palgrave Macmillan, Cham.
- Calderón-Bejarano, H., Peñaranda-Correa, F., & Marín-Uribe, A. (2020). Pedagogical practice in the integrated management of prevalent childhood illness from the perspective of Basil Bernstein. Revista Facultad Nacional de Salud Pública. No. 38 (2). URL: https://www.academia.edu/44472292/La_pr%C3%A1ctica_pedag%C3%B3gica_en_la_atenci%C3%B3n_integrada_de_las_enfermedades_prevalentes_de_la_infancia_desde_la_perspectiva_de_Basil_Bernstein_ (accessed on: 05.06.2021).
- Daniels, H., & Tse, H.M. (2020). Bernstein and Vygotsky: how the outside comes in and the inside goes out. British Journal of Sociology of Education. Vol. 42. Iss. 1. P. 1–14.
- Donnelly, M. (2018). Inequalities in higher education: Applying the sociology of Basil Bernstein. Sociology. No. 52 (2). P. 316–332. URL: https://purehost.bath.ac.uk/ws/portalfiles/portal/146627177/Inequalities_in_higher_education_applying_the_sociology_of_Basil_Bernstein_final_version.pdf (accessed on: 05.06.2021).
- Ivinson, G., & Singh, P. (2018). Special Issue on ‘International policies — local affects: Regenerating the sociology of Basil Bernstein’. European Educational Research Journal. No. 17(4). P. 461–469.