Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Language Competence, School Performance and Social Class: Introduction to the Theory of Language Codes by Basil Bernstein

Н.И. Лобанова

УДК 37:304

https://doi.org/10.20339/AM.08-21.108

 

Н.И. Лобанова,

канд. филос. наук, доц. кафедры философии и социологии

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

e-mail: nanakrasnoyarsk@yandex.ru

 

 

Представлена попытка осмысления теории языковых кодов Бэзила Бернстайна. Проанализированы основные аспекты данной концепции, а именно различие субкультур среднего и низшего (рабочего) классов, социальная дифференциация языка, влияние усвоенных языковых кодов на школьную успеваемость. Показано, что теория Б. Бернстайна не только позволяет установить связь между школьной успеваемостью и социальным происхождением: она помогает прояснить механизм, с помощью которого осуществляется взаимосвязь между успешной образовательной карьерой, с одной стороны, и принадлежностью к социальному классу — с другой. Этим инструментом оказываются языковые коды, интериоризированные в ходе социализации наряду с другими элементами (ценностными ориентациями, схемами восприятия, мышления и поведения), характерными для субкультуры своего класса (социальной среды); степень расхождения языковых (и в целом культурных) установок и коммуникативных практик, усвоенных в раннем детстве, с теми, какие действуют в пространстве школы и на всех уровнях системы образования (с учетом привилегированного, легитимированного положения последних и стигматизации первых), и определяет меру образовательных неудач. Концепция Б. Бернстайна рассматривается как эвристическое средство, которое способствует не только расширению горизонтов уже имеющихся способов постановки образовательных проблем, но и открытию новых перспектив в их осмыслении.

Ключевые слова: языковая компетенция, школьная успеваемость, языковые коды, социальный класс, коммуникативные установки, языковое поведение.

 

Литература 

  1. Бернстейн Б. Класс, коды и контроль: структура педагогического дискурса. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
  2. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя, 2001. 562 с.
  3. Макушева М.О. Теория образовательных неудач Б. Бернштайна в свете социологии языка // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2012. № 150. С. 125–130.
  4. Старостина С.А. Анализ основных теорий социологии образования // Вестник современных исследований. 2018. № 12.8. С. 392–394.
  5. Шаронова С.А. Из истории развития социологии образования за рубежом // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 119–126.
  6. Barrett, B.D. (2017). Bernstein in the urban classroom: a case study. British Journal of sociology of education. No. 38(8). P. 1258–1272. URL: https://www.researchgate.net/profile/Brian-Barrett 2/publication/312573676_Bernstein_in_the_urban_classroom_a_case_study/links/5a1328bd4585158aa3e36fff/Bernstein-in-the-urban-classroom-a-case-study.pdf (accessed on: 05.06.2021).
  7. Bernstein, B. (1960). Aspects of language and learning in the genesis of the social process. Child Psychology and Psychiatry. Vol. 1. P. 313–324.
  8. Bernstein, B. (1960). Language and Social Class. The British Journal of Sociology. Vol. 11. No. 3. P. 271–276.
  9. Bernstein, B. (1958). Some sociological determinants of perception: an enquiry into sub-cultural differences. The British Journal of Sociology. Vol. 9. No. 2. P. 159–174.
  10. Bernstein, B. (1961). Social structure, language and learning.  Educational Research. No. 3:3. P. 163–176.
  11. Broadhead, S., & Gregson, M. (2018). Basil Bernstein and Democratic Education. In: Practical Wisdom and Democratic Education. Palgrave Macmillan, Cham.
  12. Calderón-Bejarano, H., Peñaranda-Correa, F., & Marín-Uribe, A. (2020). Pedagogical practice in the integrated management of prevalent childhood illness from the perspective of Basil Bernstein. Revista Facultad Nacional de Salud Pública. No. 38 (2). URL: https://www.academia.edu/44472292/La_pr%C3%A1ctica_pedag%C3%B3gica_en_la_atenci%C3%B3n_integrada_de_las_enfermedades_prevalentes_de_la_infancia_desde_la_perspectiva_de_Basil_Bernstein_ (accessed on: 05.06.2021).
  13. Daniels, H., & Tse, H.M. (2020). Bernstein and Vygotsky: how the outside comes in and the inside goes out. British Journal of Sociology of Education. Vol. 42. Iss. 1. P. 1–14.
  14. Donnelly, M. (2018). Inequalities in higher education: Applying the sociology of Basil Bernstein. Sociology. No. 52 (2). P. 316–332. URL: https://purehost.bath.ac.uk/ws/portalfiles/portal/146627177/Inequalities_in_higher_education_applying_the_sociology_of_Basil_Bernstein_final_version.pdf (accessed on: 05.06.2021).
  15. Ivinson, G., & Singh, P. (2018). Special Issue on ‘International policies — local affects: Regenerating the sociology of Basil Bernstein’. European Educational Research Journal. No. 17(4). P. 461–469.