Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Training and Assessment of Communicative Skills of Medical Students: Foreign Experience and Objectives of Medical Education in the Russian Federation

Е.Ю. Васильева

УДК 378:61

https://doi.org/10.20339/AM.08-21.071      

 

Е.Ю. Васильева,

д-р пед. наук, проф., заведующая кафедрой педагогики и психологии

Северный государственный медицинский университет

e-mail: dr.evasilyeva@gmail.com

 

Проанализирована проблема коммуникативных навыков, необходимых для оптимальных отношений между врачом и пациентом: они способствуют улучшению результатов лечения и показателей здоровья. Необходимость обучения коммуникативным навыкам студентов-медиков признается всеми зарубежными медицинскими школами и заявлена в качестве требований к результатам обучения в ФГОС 3++ по направлению подготовки «Лечебное дело» в виде универсальной «Коммуникативной компетентности» (УК-4). Обучение и оценка коммуникативных навыков требует подходов, отличных от подходов к преподаванию других клинических дисциплин. Задача состоит в том, чтобы формальное обучение этим навыкам, которое до сих пор остается фрагментарным и неоднородным в большинстве учебных программ российских вузов, превратить в систематическое и целенаправленно организованное, органично интегрировать обучение коммуникативным навыкам с клиническим обучением. Кроме того, важно, чтобы студенты не только знали нюансы общения и навыков межличностного общения с пациентом, но и придерживались их на протяжении всей своей врачебной карьеры. В статье описаны модели коммуникации и сценарии обучения, принятые международным медицинским образовательным сообществом, различные методы обучения и оценки коммуникативных навыков, основанные на лучших зарубежных практиках. Рассматриваются барьеры в обучении коммуникативным навыкам в российских медицинских вузах и способы их преодоления. Показаны возможные пути стандартизации обучения и оценки коммуникативных навыков и их интеграции в существующие учебные программы медицинских вузов России.

Ключевые слова: обучение, оценка, коммуникативные навыки, модель коммуникации, сценарии обучения, методы обучения, методы оценки, барьеры обучения, студенты-медики, преподаватели, зарубежный опыт.

 

Литература 

  1. Васильева Е.Ю. Коммуникативные навыки (для медицинских вузов). М.: КНОРУС, 2021. 218 с.
  2. Васильева Е.Ю., Томилова М.И. Оценка коммуникативных навыков в медицинском образовании: теория и практика. М.: РУСАЙНС, 2020. 164 с.
  3. Давыдова Н.С., Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В., Шубина Л.Б., Серкина А., Боттаев Н. Федеральный пилот: оценка навыков общения при первичной аккредитации специалиста 2018: результаты, итоги // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2. С. 61–62.
  4. Дьяченко Е.В. Актуальность внедрения практико-ориентированного обучения общению с пациентами в медицинском вузе // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2018. № 3. С. 24–26.
  5. Профессиональный стандарт Врач лечебник (врача-терапевт участковый). URL: http://fmza.ru/upload/medialibrary/d87/ps-vrach_lechebnik.pdf
  6. Сильверман Дж., Кёрц, С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами. М: ГРАНАТ, 2018.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — специалитет по специальности 31.05.01 Лечебное дело. URL: http://www.fgosvo.ru/news/21/4788
  8. Laidlaw A., Hart Jo. Communication skills: An essential component of medical curricula. Part I: Assessment of clinical communication: AMEE Guide No. 511 Medical Teacher, 2011. Р. 6–8. URL: https://www.researchgate.net/publication/49706184_Communication_skills_A...
  9. Aspegren K. BEME Guide no. 2: Teaching and learning communication skills in medicine — a review with quality grading of articles. Med Teach., 1999.
  10. Baig L.A., Violato C., Crutcher R.A. Assessing clinical communication skills in physicians: are the skills context specific or generalizable? BMC Med Educ., 2009.
  11. Brown R.F., Bylund C.L. Communication skills training: Describing a new conceptual model. Acad Med. 2008. Р. 37–44.
  12. Deveugele M., Derese A., De Maesschalck S., Willems S., van Driel M., De Maeseneer J. Teaching communication skills to medical students, a challenge in the curriculum? Patient Educ Couns., 2005.
  13. Epner D.E., Baile W.F. Wooden’s pyramid: Building a hierarchy of skills for successful communication. Med Teach., 2011. P. 39–43.
  14. Gupta P., Dewan P., Singh T. Objective Structured Clinical Examination (OSCE) revisited. Indian Pediatr, 2010.
  15. Kamran Z. Khan Kathryn Gaunt, Sankaranarayanan Ramachandran, Piyush Pushkar The Objective Structured Clinical Examination (OSCE): AMEE Guide No. 81. Part II: Organisation & Administration, 2013. P. 1447–1463.
  16. Keller V., Carroll J.G. A new model for physician-patient communication. Patient Educ Couns., 1994.
  17. Kurtz S.M., Silverman J.D. The Calgary-Cambridge referenced observation guides: An aid to defining the curriculum and organizing the teaching in communication training programmes. Med Educ., 1996.
  18. Laidlaw T.S., MacLeod H., Kaufman D.M., Langille D.B., Sargeant J. Implementing a communication skills programme in medical school: Needs assessment and programme change. Med Educ., 2002.
  19. Makoul G. Communication research in medical education. In: Jackson L, Duffy BK (eds.). Health Communication Research: A Guide to Developments and Directions. Westport, CT: Greenwood Press, 1998. P. 17–35.
  20. Makoul G. Essential elements of communication in medical encounters: the Kalamazoo consensus statement. Acad Med., 2001.
  21. Miller G.E. The assessment of clinical skills/competence/performance. Acad Med., 1990.
  22. Novack D.H., Dube C., Goldstein M.G. Teaching medical interviewing: a basic course on interviewing and the physician — patient relationship. Arch Intern Med.,1992.
  23. Pell G., Fuller R., Homer M., Roberts T. How to measure the quality of the OSCE: A review of metrics — AMEE guide no. 49 // Med. Teach., 2010. 802–811 p.
  24. Rees C., Sheard C., McPherson A. Medical students’ views and experiences of methods of teaching and learning communication skills. Patient Educ Couns., 2004.
  25. Rider E.A., Hinrichs M.M., Lown B.A. A model for communication skills assessment across the undergraduate curriculum. Med Teach., 2006.
  26. Rosenbaum M.E., Ferguson K.J., Lobas J.G. Teaching medical students and residents skills for delivering bad news: A review of strategies. Acad Med., 2004.
  27. Schirmer J.M., Mauksch L., Lang F., Marvel M.K., Zoppi K., Epstein, R.M. et al. Assessing communication competence: A review of current tools. Fam Med., 2005.
  28. Stewart M., Brown J.B., Weston W.W., Mc Whinney I.R., Mc William C.L., Freeman T.R. Patient-Centered Medicine: Transforming the Clinical Method. Thousand Oaks, 3rdedn, London: Radcliffe Publishing Ltd, 2014.
  29. The Royal College of Physicians and Surgeons of Canada. The Can MEDS 2015 Physician Competency Framework. Ottawa, Canada. Royal College of Physicians and Surgeons of Canada, 2015. URL: canmeds-full-framework-e%20(1).pdf
  30. van Dalen J., Kerkhofs E., van Knippenberg-van Den Berg B.W., van Den Hout H.A., Scherpbier A.J., van der Vleuten C.P.M. Longitudinal and concentrated communication skills programmes: Two Dutch medical schools compared. Adv Health Sci Educ Theor Pract, 2002. Р. 29–40.
  31. Verma M., Singh T. Communication skills for clinical practice: Fad or necessity? Indian Pediatr, 1994.