УДК 14
https://doi.org/10.20339/AM.08-20.085
Ж.В. Латышева,
д-р филос. наук, доц., заведующая кафедрой
«Журналистика, реклама и связи с общественностью»
Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
e-mail: joan_lat@mail.ru
Представлено определение специфики и сферы применимости понятия «социальное трансцендирование» в социогуманитарных науках, изучение которого ведется в концептуальном поле теории аутопойезиса. Анализируется современное состояние разработанности аутопойетической теории в отечественной и зарубежной литературе, выявляется такая проблема, как несформированность устойчивой практики исследования аутопойезиса человека во всей его целостности, сосредоточенность исследователей на отдельных аутопойетических процессах индивида, культуры и общества в противовес их интегративному осмыслению, что приводит к однобокости и дихотомичности результатов подобного рассмотрения. Для разрешения указанной проблемы автором предлагается осмыслить человеческий аутопойезис в единстве его физических, духовных, социальных и творческих проявлений, продемонстрировав, что его стержнем выступает социальное трансцендирование. Высвечиваются и критически анализируются две современные позиции, эксплицирующие аутопойезис человека: воплощенной когнитивной науки (embodied cognitive science), раскрываемой Е.Н. Князевой, и антропологической поэтики С.А. Смирнова. Оба исследователя показывают, что специфической особенностью аутопойезиса человека выступает социальное трансцендирование. Однако в подходе Князевой самотворение реализуется через трансцендирование как социальное «самодостраивание» человека, тогда как, согласно антропопоэтике Смирнова, трансценденция самотворения направлена на преображение личности и социума, представая во всей полноте своих экзистенциальных и социальных антропологических практик. Сделан вывод о том, что, несмотря на различия в понимании аутопойезиса, рассмотренные подходы предстают как этапы последовательного углубления в понимании самосозидания человека и раскрывают один из его базовых механизмов — социальное трансцендирование, направляющее к высшим смыслам и ценностям социального и личностного бытия, приводящее к преображению данных видов бытия.
Ключевые слова: социальная философия, образование, социальное трансцендирование, аутопойезис, системный подход, целостный подход, личностное бытие, социальное бытие, самодостраивание, преображение.
Литература
- Апполонова Ю.С. Специфика трансцендирования как метафизического аспекта существования человека // Вестник Вятского гос. ун-та. 2018. № 2. С. 23–29.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Бобков А.И., Кармадонов О.А. Религиозный опыт как фундирующее начало этнической субъектности. Социодинамика. 2017. № 3. С. 101–117.
- Глаголев В.С. Сциентизм и философская истина в эпоху глобализации. Поиск истины в пространстве современной культуры. СПб., 2016. С. 93–100.
- Ерофеева М.А. «Смысл» как элемент социологической теории // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. № 1. С. 135–142.
- Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Аутопойезис «эпистемических вещей» как новый горизонт построения социальной теории // Вопросы социальной теории. 2013–2014. Вып. 1–2. С. 96–106.
- Капра Ф. Скрытые связи. М.: София, 2004.
- Карпов А.О. К проблеме феноменологии творчества // Философские науки. 2005. № 5. С. 105–119.
- Карпов А.О. К проблеме феноменологии творчества // Философские науки. 2005. № 6. С. 127–135.
- Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М., 2014.
- Костромина С.Н., Демьянчук Р.В. Концепция профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 342–353.
- Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М., 2001.
- Матушанская Ю.Г. Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы западной цивилизации. Архангельск, 2015.
- Миловидов В.А. Металингвистика повседневности // Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы в XXI в. Воронеж, 2019. С. 20–27.
- Морозова И.Н. Труд, творчество, служение как бытие истины в культуре // Поиск истины в пространстве современной культуры. СПб., 2017. С. 97–104.
- Морозова И.Н. Принцип трансценденции: контексты философии культуры // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 3. С. 78–88.
- Морозова И.Н. Бытие человека в культуре: диалектика трансцендентности и имманентности // Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира. Челябинск, 2016. С. 65–71.
- Симоненко Т.И. Русская философия о целостности человека как проблеме образования // Вестник МГТУ. 2016. № 2. С. 378–382.
- Смирнов С.А. Автопоэзис человека. Философские очерки по антропологии стиха. Новосибирск, 2011.
- Смирнов С.А. Форсайт человека: Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск, 2015.
- Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. München, 2000.
- Allen, M., Friston, K.J. From cognitivism to autopoiesis: towards a computational framework for the embodied mind. Synthese. 2018. No. 6. P. 2459–2482.
- Bickhard, M.H. Inter- and En- activism: Some Thoughts and Comparisons. New Ideas in Psychology. 2016. Vol. 41. P. 23–32.
- Da Costa, V.F. Comments on the possibility of autopoiesis of the musical work and on the performer as it’s systemic component. Debates. 2018. Vol. 21. P. 155–178.
- Durand, F. Evolution, Reproduction and Autopoiesis. HTS Teologiese Studies. URL: https://www.researchgate.net/publication/321136096_Evolution_reproduction_and_autopoiesis
- Gerim, G. A Critical Review of Luhmann’s Social Systems Theory’s Perspective on Mass Media and Social Media. Journal of humanity & society. 2017. Vol. 7. Iss. 2. P. 141–154.
- Knyazeva, H. Paradigm shift in the understanding of the creative abilities of consciousness. Filosofiya a-philosophy. 2018. No. 1. P. 14–22.
- Maiese, M. Embodiment, Socity, and the Life Shaping Thesis. Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2019. Vol. 18. Iss. 2. P. 353–374.
- Smirnov, S.A. Anthropological Practices of Self-Care: Eventfulness of the Concept. Journal of Siberian Federal University. 2018. No. 2. P. 306–324.
- Varela, F.J. The Early Days of Autopoiesis. Sistems Research. 1996. No. 13 (3). P. 407–416.
- Voros, S., Bitbol, M. Enacting Enaction: A Dialectic Between Knowing and Being. Constructivist Foundations. 2017. No. 1. P. 31–40.