Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Концепт социального трансцендирования в контексте теории аутопойезиса

Ж.В. Латышева
80,00 Р

УДК 14

https://doi.org/10.20339/AM.08-20.085                           

 

Ж.В. Латышева,

д-р филос. наук, доц., заведующая кафедрой

«Журналистика, реклама и связи с общественностью»

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: joan_lat@mail.ru

 

Представлено определение специфики и сферы применимости понятия «социальное трансцендирование» в социогуманитарных науках, изучение которого ведется в концептуальном поле теории аутопойезиса. Анализируется современное состояние разработанности аутопойетической теории в отечественной и зарубежной литературе, выявляется такая проблема, как несформированность устойчивой практики исследования аутопойезиса человека во всей его целостности, сосредоточенность исследователей на отдельных аутопойетических процессах индивида, культуры и общества в противовес их интегративному осмыслению, что приводит к однобокости и дихотомичности результатов подобного рассмотрения. Для разрешения указанной проблемы автором предлагается осмыслить человеческий аутопойезис в единстве его физических, духовных, социальных и творческих проявлений, продемонстрировав, что его стержнем выступает социальное трансцендирование. Высвечиваются и критически анализируются две современные позиции, эксплицирующие аутопойезис человека: воплощенной когнитивной науки (embodied cognitive science), раскрываемой Е.Н. Князевой, и антропологической поэтики С.А. Смирнова. Оба исследователя показывают, что специфической особенностью аутопойезиса человека выступает социальное трансцендирование. Однако в подходе Князевой самотворение реализуется через трансцендирование как социальное «самодостраивание» человека, тогда как, согласно антропопоэтике Смирнова, трансценденция самотворения направлена на преображение личности и социума, представая во всей полноте своих экзистенциальных и социальных антропологических практик. Сделан вывод о том, что, несмотря на различия в понимании аутопойезиса, рассмотренные подходы предстают как этапы последовательного углубления в понимании самосозидания человека и раскрывают один из его базовых механизмов — социальное трансцендирование, направляющее к высшим смыслам и ценностям социального и личностного бытия, приводящее к преображению данных видов бытия.

Ключевые слова: социальная философия, образование, социальное трансцендирование, аутопойезис, системный подход, целостный подход, личностное бытие, социальное бытие, самодостраивание, преображение.

Литература

  1. Апполонова Ю.С. Специфика трансцендирования как метафизического аспекта существования человека // Вестник Вятского гос. ун-та. 2018. № 2. С. 23–29.
  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
  3. Бобков А.И., Кармадонов О.А. Религиозный опыт как фундирующее начало этнической субъектности. Социодинамика. 2017. № 3. С. 101–117.
  4. Глаголев В.С. Сциентизм и философская истина в эпоху глобализации. Поиск истины в пространстве современной культуры. СПб., 2016. С. 93–100.
  5. Ерофеева М.А. «Смысл» как элемент социологической теории // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. № 1. С. 135–142.
  6. Ивахненко Е.Н., Аттаева Л.И. Аутопойезис «эпистемических вещей» как новый горизонт построения социальной теории // Вопросы социальной теории. 2013–2014. Вып. 1–2. С. 96–106.
  7. Капра Ф. Скрытые связи. М.: София, 2004.
  8. Карпов А.О. К проблеме феноменологии творчества // Философские науки. 2005. № 5. С. 105–119.
  9. Карпов А.О. К проблеме феноменологии творчества // Философские науки. 2005. № 6. С. 127–135.
  10. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М., 2014.
  11. Костромина С.Н., Демьянчук Р.В. Концепция профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-7. С. 342–353.
  12. Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М., 2001.
  13. Матушанская Ю.Г. Аутопойезис библейской философско-исторической концепции как мировоззренческой основы западной цивилизации. Архангельск, 2015.
  14. Миловидов В.А. Металингвистика повседневности // Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы в XXI в. Воронеж, 2019. С. 20–27.
  15. Морозова И.Н. Труд, творчество, служение как бытие истины в культуре // Поиск истины в пространстве современной культуры. СПб., 2017. С. 97–104.
  16. Морозова И.Н. Принцип трансценденции: контексты философии культуры // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2016. № 3. С. 78–88.
  17. Морозова И.Н. Бытие человека в культуре: диалектика трансцендентности и имманентности // Бытие человека: проблема единства в многообразии современного мира. Челябинск, 2016. С. 65–71.
  18. Симоненко Т.И. Русская философия о целостности человека как проблеме образования // Вестник МГТУ. 2016. № 2. С. 378–382.
  19. Смирнов С.А. Автопоэзис человека. Философские очерки по антропологии стиха. Новосибирск, 2011.
  20. Смирнов С.А. Форсайт человека: Опыты по неклассической философии человека. Новосибирск, 2015.
  21. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма: Традиции скептицизма в современной философии и теории познания. München, 2000.
  22. Allen, M., Friston, K.J. From cognitivism to autopoiesis: towards a computational framework for the embodied mind. Synthese. 2018. No. 6. P. 2459–2482.
  23. Bickhard, M.H. Inter- and En- activism: Some Thoughts and Comparisons. New Ideas in Psychology. 2016. Vol. 41. P. 23–32.
  24. Da Costa, V.F. Comments on the possibility of autopoiesis of the musical work and on the performer as it’s systemic component. Debates. 2018. Vol. 21. P. 155–178.
  25. Durand, F. Evolution, Reproduction and Autopoiesis. HTS Teologiese Studies. URL: https://www.researchgate.net/publication/321136096_Evolution_reproduction_and_autopoiesis
  26. Gerim, G. A Critical Review of Luhmann’s Social Systems Theory’s Perspective on Mass Media and Social Media. Journal of humanity & society. 2017. Vol. 7. Iss. 2. P. 141–154.
  27. Knyazeva, H. Paradigm shift in the understanding of the creative abilities of consciousness. Filosofiya a-philosophy. 2018. No. 1. P. 14–22.
  28. Maiese, M. Embodiment, Socity, and the Life Shaping Thesis. Phenomenology and the Cognitive Sciences. 2019. Vol. 18. Iss. 2. P. 353–374.
  29. Smirnov, S.A. Anthropological Practices of Self-Care: Eventfulness of the Concept. Journal of Siberian Federal University. 2018. No. 2. P. 306–324.
  30. Varela, F.J. The Early Days of Autopoiesis. Sistems Research. 1996. No. 13 (3). P. 407–416.
  31. Voros, S., Bitbol, M. Enacting Enaction: A Dialectic Between Knowing and Being. Constructivist Foundations. 2017. No. 1. P. 31–40.