Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Университетское образование как объект историко-социологического анализа. Часть 2

С.В. Костюкевич
УДК 378:1
 

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук,

Институт социологии Национальной академии наук Республики Беларусь

e-mail: svkostus@yahoo.com

См. Костюкевич С.В. Университетское образование как объект историко-социологического анализа. Часть 1 // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2025. № 5. С. 10–18. DOI: 10.20339/AM.05-25.010

 

В статье на базе исторических исследований анализируется средневековый университет как новая организационная форма, объединяющая античную либеральную школу и средневековую ремесленную гильдию. На основе социологического анализа показано, какие социальные процессы запустила античная либеральная школа, продукт древнегреческой аристократической культуры (в частности, социальную стратификацию по уровню образования и интеллектуализацию общества), а какие — средневековый университет как новая организационная форма (в частности, процесс демократизации образования и социальную мобильность). Обосновывается в рамках историко-социологического анализа институциональная миссия следующих институтов образования: античной либеральной школы, средневекового университета и современных университетов, использующих либеральную, исследовательскую и сервисную модели.

Ключевые слова: античная либеральная школа как продукт древнегреческой аристократической культуры, средневековый университет как объединение античной либеральной школы и средневековой ремесленной гильдии, институциональная миссия либеральной, исследовательской и сервисной моделей университетского образования

 

Литература

  1. Цит. по: Философия, реферативный журнал. Серия 3 / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Москва, 1997. С. 135–139. [Hamlyn, D.W. The concept of a university. Philosophy — Cambridge, N.Y. 1996. Vol. 71. No. 276. Pp. 205–218.].
  2. Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  3. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 137–145.
  4. Ньюмен, Дж.Г. Идея университета / пер. с англ. С.Б. Бенедиктова; под общ. ред. М.А. Гусаковского. Минск: БГУ, 2006. 208 с.
  5. Гофф Жак Ле. Интеллектуалы в Средние века / пер. с фр. А.М. Руткевича. 2-е изд. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2003. 160 с.
  6. Kostiukevich S.V. University studies as training for the intellectual professions // Higher Education in Europe. 1996. Vol. XXI. No. 2-3, Pp. 203–213.
  7. Парацельс [Electronic resource]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81 (дата обращения: 03.03.2025).
  8. Межуев В.М., Зиновьев А.А. Диалог об образовании. Из выступлений на заседаниях Русского интеллектуального клуба и научной конференции в МосГУ // Научно-философские диалоги. 2004. № 1. С. 25–42.
  9. Хюсен Т. Идея университета: эволюция функции, проблемы // Перспективы: вопросы образования. 1992. № 3. С. 23–40.
  10. Альтбах Ф.Дж. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: вопросы образования. 1992. № 3. С. 40–58.
  11. Hans de Wit. Three models of higher Education [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlcu.org.ar/recursos/E_0000032_003_EUROPEANHIGHEREDUCATION.pdf (дата обращения: 02.07.2024).
  12. Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство, 1991. Т. 3. 148 с.
  13. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М.: Изд-во Московского университета, 1979. 462 с.
  14. Парсонс Т. Профессии и социальная структура / пер. с англ. В.Г. Николаева [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2015-04-015-parsons-t-professii-i-sotsialnaya-struktura-perevod-s-angl-parsons-t-the-professions-and-social-structure-parsons-t-essays-in (дата обращения: 29.03.2023).