Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Анализ трудоустройства специалистов ИТ и ИКТ как аккредитационного показателя

Н.Г. Осипова, Г.В. Колодезная, А.Н. Шевцов
80,00 Р

УДК 441.5-057.4:004

https://doi.org/10.20339/AM.07-22.076

Н.Г. Осипова,

канд. физ.-мат. наук, доцент

кафедра «Автоматика, телемеханика и связь»

Дальневосточный государственный университет  путей сообщения, г. Хабаровск,

e-mail: telecomlty@yandex.ru

Г.В. Колодезная,

канд. физ.-мат. наук, доцент

кафедра «Автоматика, телемеханика и связь»

Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск,

e-mail: KGV-ATC@yandex.ru

А.Н. Шевцов,

старший преподаватель

кафедра «Автоматика, телемеханика и связь»,

Дальневосточный государственный университет  путей сообщения, г. Хабаровск.

е-mail: shevtsov@festu.khv.ru

 

Введение. Современные политические и экономические реалии поднимают на новый уровень вопросы развития телекоммуникационной среды и цифровых технологий. Для успешного замещения программного обеспечения, для разработки и эксплуатации нового оборудования необходимо обеспечить рынок телекоммуникационных услуг специалистами. Сегодня особого внимания государства удостоены именно ИТ-специалисты, но при этом необходимо понимать, что цифровые технологии — это не только ПО, это и сети передачи данных, и транспортные телекоммуникационные сети. Для обеспечения эффективного развития данной отрасли необходима соответствующая подготовка специалистов. Насколько востребованы сегодня инженеры ИТ- и ИКТ-специальности, как оценивают работодатели уровень их подготовки, какие сложности возникают при их трудоустройстве?

Цель публикации — исследование тенденций целевой подготовки и трудоустройства выпускников ИКТ- и ИТ-профиля.

Методология, методы и методики. В процессе исследования использовались обзор и обобщение содержания научных источников, касающихся обсуждаемых проблем; сбор и обработка статистических данных для ДВГУПС.

Результаты и научная новизна. Исследовательская часть работы включает анализ некоторых аккредитационных показателей и анализ значений показателей эффективности текущей деятельности вузов на основе значений этих показателей для отдельно взятого вуза (ДВГУПС). Произведен анализ показателя «доля выпускников, выполнивших обязательства по договорам о целевом обучении, от общего количества выпускников, обучавшихся по договорам о целевом обучении» и анализ показателя «доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска».

Практическая значимость. Полученные результаты позволяют проанализировать проблемы трудоустройства выпускников направлений ИКТ и ИТ и сделать выводы о том, какие направления наиболее востребованы у работодателей, а также сформулировать стратегические направления дальнейшего развития вузов в этой области.

Ключевые слова: образовательная подготовка ИТ- и ИКТ-специалистов, аккредитация вуза, кадровый потенциал, трудоустройство, информационные технологии.

 

Проект выполнялся на кафедре «Автоматика, телемеханика и связь» Института управления, автоматизации и телекоммуникаций (ИУАТ) Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС), г. Хабаровск, Россия.

Для анализа были использованы материалы ГИВЦ РТУ МИРЭА: информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 г. ФГБОУ ВО ДВГУПС.

Литература

  1. Телекоммуникационный рынок России: влияние пандемии и перспективы развития. URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/telekommunikatsionnyy-rynok-rossii-vliyanie-pandemii-i-perspektivy-razvitiya/ (дата обращения: 10.04.2022).
  2. IT — новая нефть. URL: https://www.superjob.ru/research/articles/113284/it/ (дата обращения: 10.04.2022).
  3. Михаил Карпов. Правда vs. миф: что происходит на рынке труда в IT. URL: https://tproger.ru/articles/pravda-vs-mif-chto-proishodit-na-rynke-truda-v-it/ (дата обращения: 10.04.2022).
  4. Федеральный проект «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1085/(дата обращения: 10.04.2022).
  5. Katerina Nikitina. Как в IT решают проблемы с наймом персонала. Четыре подхода к решению задачи. URL: https://vc.ru/hr/105360-kak-v-it-reshayut-problemy-s-naymom-personala-ch... (дата обращения: 10.04.2022).
  6. Число ИКТ-специалистов в России выросло на 10%. URL: https://securitymedia.org/news/chislo-ikt-spetsialistov-v-rossii-vyroslo... (дата обращения: 11.05.2022).
  7. «Кадровый голод», или Почему IT-компании находятся в постоянном поиске сотрудников. URL: https://habr.com/ru/company/automacon/blog/553746/ (дата обращения: 10.04.2022).
  8. ИТ-кадры для цифровой экономики в России. М., 2020. URL: It-personnel_research_2024_APKIT.pdf (дата обращения: 10.04.2022).
  9. Фирсов Д.Г. Особенности рынка труда в сфере телекоммуникаций и связи РФ // Современные проблемы науки, общества и образования: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2021. С. 317–321.
  10. Обзор статистики зарплат в отрасли Телекоммуникации / Связь в России. М., 2020. URL: https://russia.trud.com/salary/692/4957.html (дата обращения: 10.04.2022).
  11. Итоги рынка труда – 2021. URL: https://hr-media.ru/itogi-rynka-truda-2021-defitsit-kadrov-v-otrasli-informatsionnyh-tehnologiy-sostavlyaet-49 (дата обращения: 10.04.2022).
  12. Анализ российского рынка телекоммуникационного оборудования: итоги 2020 г., прогноз до 2024 г. URL: https://marketing.rbc.ru/articles/12552/ (дата обращения: 10.04.2022).
  13. Савельев А.А. Институциональные факторы развития российского телекоммуникационного рынка // Экономические науки. 2020. № 3 (184). C. 95–99.
  14. Савельев А.А. О проблеме подготовки специалистов по межоператорскому взаимодействию // Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 7 (Июль). URL: https://creativeconomy.ru/lib/112305 (дата обращения: 10.04.2022).
  15. ICT specialists in employment // Eurostat Statistics Explained. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title=ICT_specialists_in_employment (дата обращения: 10.04.2022).
  16. Leogrande A. ICT Specialists in Europe. URL: https://www.researchgate.net/publication/359129524_ICT_Specialists_in_Europe (дата обращения: 11.04.2022).
  17. Sava Justina A. Employment in the IT industry — Statistics & Facts // Technology & Telecommunications. IT Services. 2022, March 9. URL: https://www.statista.com/topics/5275/employment-in-the-it-industry/#dossierKeyfigures (дата обращения: 11.04.2022).
  18.  The TOP 3 European Countries in demand among IT specialists URL: https://luckyhunter.co.uk/articles/it-specialists-relocation-to-europe (дата обращения: 11.04.2022).
  19. Постановление РФ № 3 от 14.01.2022 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации».
  20. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2021 № 1094 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» (Зарегистрирован 26.11.2021 № 66023).
  21. Методические рекомендации по применению аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25.11.2021 № 1094.
  22. ГИВЦ РТУ МИРЭА: Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2021 г. ФГБОУ ВО ДВГУПС. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2021/_vpo/inst.php?id=1691
  23. Осипова Н.Г., Колодезная Г.В. Студенческий контингент как критерий эффективного контракта // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 2. С. 96–99. DOI: 10.20339/AM.02-17.096

 

 

Благодарности: Авторы признательны директору Института управления, автоматизации и телекоммуникаций Пономарчук Ю.В. за консультативную помощь при сборе информации. Авторы выражают благодарность рецензентам за экспертное мнение и конструктивный подход.