УДК 378-042:004+005.1
https://doi.org/10.20339/AM.07-21.029
В.М. Аникин,
д-р физ.-мат. наук, проф.,
заслуженный работник высшей школы РФ
Саратовский национальный исследовательский
государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,
заведующий кафедрой компьютерной физики и метаматериалов на базе
Саратовского филиала Института радиотехники и электроники
имени В.А. Котельникова
e-mail: AnikinVM@yandex.ru
Б.Н. Пойзнер,
канд. физ.-мат. наук, проф., проф.
кафедры квантовой электроники и фотоники,
заслуженный работник высшей школы РФ
Национальный исследовательский
Томский государственный университет
e-mail: pznr@mail.tsu.ru
Э.А. Соснин,
д-р физ.-мат. наук, проф. факультета инновационных технологий
Национальный исследовательский
Томский государственный университет,
ведущий научный сотрудник
Института сильноточной электроники СО РАН
e-mail: badik@loi.hcei.tsc.ru
Рассматривается функционирование системы образования в контексте и терминах антропотехнических систем целенаправленной человеческой деятельности. В системе образования наличие признаков антропотехнической системы обусловлено появлением в процессе живого общения «учитель — ученик» промежуточных технических объектов, что в мировом масштабе произошло в период пандемии при переходе от «классического» контактного образования на дистанционное образование. С антропотехнической системой соотносят (с соответствующей интерпретацией для конкретной деятельности) четыре главные функциональные составляющие: двигатель, трансмиссию, рабочий орган, орган управления. Их задача в данном случае состоит в повышении «эффективности» интеллектуальных усилий человека в целенаправленной деятельности по передаче знаний и формированию жизненных приоритетов. В статье представлены схемы, иллюстрирующие изменение места (роли) человека в антропотехнической системе, вызванное развитием технических средств. В «пределе» для системы образования эта эволюция может объективно завершиться как сокращением явного присутствия и даже полным «вытеснением» преподавателя из системы образования, так и усилением включения человека в познавательный процесс. Последнее, например, возможно в случае создания нейроинтерфейсов, общих для человека и объектов техники (как рабочих органов). Одновременно отмечается незаменимость контактных методов обучения для передачи латентного (личностного) знания, обучения людей в коллективах, воспитания мотивированных личностей.
Ключевые слова: дистанционное обучение и образование, цифровое образование, антропотехническая система, особенности ее развития в образовательной среде.
Литература
1. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Методология эксперимента. М.: ИНФРА-М, 2019. 162 с.
2. Соснин Э.А., Канер В.Ф. Патентоведение: учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 384 с.
3. Что мы думаем о машинах, которые думают: Ведущие мировые ученые об искусственном интеллекте. М.: Альпина нон-фикшн, 2017. 549 с.
4. Гомес Д.Н. Схолии к имплицитному тексту. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. 896 с.
5. Полани М. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985. 344 с.
6. Аникин В.М. Наши первые учителя: страницы биографий П.Н. Лебедева и Н.Н. Семёнова // Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2016. Т. 24. № 1. С. 75– 83. DOI: 10.18500/0869-6632-2016-24-1-75-83
7. Соколов В.А. Джек Харлан — выдающийся американский ученик Н.И. Вавилова // Информационный вестник ВОГиС. 2010. Т. 14. № 4. С. 761–767.
8. Lee Y.N., Walsh J.P., Wang J. Creativity in scientific teams: Unpacking novelty and impact // Research Policy. 2015. Vol. 44(3). С. 684–697.
9. Men C., Fong P.S. W., Luo J., Zhong J., Huo W. When and how knowledge sharing benefits team creativity: The importance of cognitive team diversity // Management and Organization. 2019. Vol. 25. No. 6. P. 807–824.
10. Sołek-Borowska C. Creativity and Knowledge Sharing in Teams // Management and Financial Sciences. 2019. Vol. 31. P. 37–48.
11. Shaffer E. Too many authors spoil the credit // Gastroenterol. Hepatol. 2014. Vol. 28. No. 11. P. 605.
12. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н. Защита диссертации: реквизит, действующие лица и исполнители. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2018. 100 с.
13. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 264 с.
14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) к ч. 4 / под ред. С.А. Степанова. 4-е изд. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2015. 456 с.
15. Di J. Development of Distance Teaching System for College Professional Courses Based on 5G Network // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 750. P. 012138. DOI: 10.1088/1757-899X/750/1/012138