Н.П. Кущёв,
канд. социол. наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: кyshev@mai.ru
А.А. Михайлов,
канд. социол. наук., доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: adrian7@list.ru
М.А. Федотова,
канд. экон., наук, доцент
Московский авиационный институт (НИУ)
e-mail: fedotova-ma@yandex.ru
Рассматривается проблема подготовки кадров с высшим образованием нового поколения, обозначенная руководством страны, и пути ее решения в целях обеспечения технологического суверенитета России. С сентября 2023 г. для выработки подходов по совершенствованию системы высшего образования и подготовки кадров, обладающих комплексными компетенциями и способных обеспечить технологический прорыв, проводится пилотный проект. Цель проекта — разработка и апробация образовательных стандартов, основных образовательных программ базового и специализированного высшего образования (ООП БВО и СпецВО), в том числе и сроков их освоения. Реализация пилотного проекта в МАИ направлена на формирование новой среды подготовки кадров и создание гибкой образовательной модели. Образовательные стандарты, по мнению авторов, устанавливают лишь общие требования к организации и направленности обучения, тогда как ООП БВО, СпецВО с учетом профессиональных стандартов определяют содержание, характеристики и сопутствующую методологию обучения, то есть непосредственно влияют на повышение качества обучения. В связи с этим ключевым звеном в решении задачи подготовки кадров нового поколения являются программы, разработанные с учетом новых подходов, принятых в рамках пилотного проекта. На примере ООП БВО по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом показаны особенности разработки и внедрения в МАИ образовательных программ неинженерного профиля как основы качества образования: выделение «ядра» программы, учет увеличения объема практического обучения, внедрение индивидуальных образовательных траекторий, обеспечение возможности для получения нескольких квалификаций и т.д. Показаны пути привлечения представителей организаций-работодателей не только к разработке, но и к реализации ООП БВО.
Ключевые слова: подготовка кадров, качество, система высшего образования, образовательные стандарты, профессиональные стандарты, образовательные программы, технологический суверенитет, пилотный проект.
Литература
1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21.02.2023 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/70565
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р (утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 г.).
3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования».
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2023 г. № 1302 «О реализации пилотного проекта, направленного на изменение уровней профессионального образования».
5. Погосян М.А., Козорез Д.А., Шемяков А.О, Терещенко Т.С. О совершенствовании системы высшего образования на базе Московского авиационного института // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 7. С. 5–14. DOI: 10.20339/AM.07-24.005
6. Козорез Д.А., Корнеенкова А.В., Топорова М.И., Румакина А.В. Особенности разработки образовательных программ базового и специализированного высшего образования // Аэрокосмическое образование в России. Подготовка инженерных кадров высшего образования / под ред. Д.А. Козореза. М.: Изд-во МАИ, 2024. С. 66–76.
7. Соловьёв В.П., Перескокова Т.А. Болонские уроки для России // Аккредитация в образовании. 2024. № 3 (151). С. 50–63.
8. Козорез Д.А., Корнеенкова А.В., Румакина А.В., Следков Ю.Г., Топорова М.И. Реализация пилотного проекта по изменению системы уровней высшего образования в рамках укрупненной группы направлений «Авиационная и ракетно-техническая техника» // Аэрокосмическое образование в России. Ответы на вызовы времени / под редакцией Д.А. Козореза. М.: Изд-во МАИ, 2023. 216 с. С. 23–42.
9. Кущёв Н.П. Формирование ФГОС нового поколения на междисциплинарной основе как необходимое условие повышения качества подготовки инженерных кадров // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 6. С. 12–19. DOI: 10.20339/AM.06-23.012
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 марта 2022 г. № 109н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по управлению персоналом”» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2022 г., регистрационный № 68136).