О.В. Андрюшкова,
канд. хим. наук, доцент,
зав. лабораторией методики обучения химии кафедры общей химии
Химический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
e-mail: o.andryushkova@gmail.com
https://orcid.org/0000-0002-1566-3427
А.А. Зарипов,
студент 5 курса
направление подготовки 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия»,
специализация «Теория и методика обучения химии»
Химический факультет
МГУ имени М.В. Ломоносова
https://orcid.org/ 0009-0008-6794-5048
e-mail: a_zaripov9622@mail.ru
Деятельность преподавателя и учителя в образовательной организации и проведении учебного процесса для естественнонаучных направлений обучения включает обязательную разработку и регулярную актуализацию задач и заданий фонда оценочных средств для различных целевых групп. В настоящей работе на примере дисциплин химического профиля была проведена оценка применения математического аппарата в комплекте учебников для общего образования на примере темы «растворы», которая является одной из ключевых в химических курсах. В статье рассматривается опыт построения типологии задач с учетом компетентностного подхода при разработке контролирующих материалов для текущего контроля обучения, для олимпиадных задач и для банков тестовых заданий и задач для школьников и студентов начальных курсов нехимических специальностей. В качестве критериев сложности задачи рассмотрены как предметные, так и математические аспекты решения. Теория нечетких множеств предлагается для алгоритмизации оценки сложности решения задач, составленных с учетом лингвистической неопределенности. Для расчетов критериев оценки сложности задач и расчета численного значения функции принадлежности нечеткого множества используется система уравнений нечетких множеств для П-образной функции принадлежности.
Ключевые слова: методика электронного обучения, вычисляемый вопрос Moodle, фонд оценочных средств (ФОС), химическое образование, нечеткое множество
Литература
- Зайцев О.С. Практическая методика обучения химии в средней и высшей школе. М.: КАРТЭК, 2012. 470 с.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: ВЛАДОС, 2000. 336 с.
- Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: АСВ, 2004. 224 с.
- Андрюшкова О. В., Буданова А. А. Построение иерархии задач по химии на основе типологизации // Естественнонаучное образование: методические основы разработки заданий по химии: сб-к. М., 2022. Вып. 18. С. 193–206. EDN: OTXMOI
- Мальцева Н.Н., Пеньков В.Е. Балльно-рейтинговая система: достоинства и недостатки // Высшее образование в России. 2021. Т. 30 (4). С. 139–145. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-139-145
- Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. М.: Просвещение, 1977. 110 с.
- Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: история, теория, методика. М.: Школьная пресса; 2002. 208 с.
- Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. Химия. 7–11 класс. М.: Дрофа, 2019–2020.
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.: Адепт, 1998. 217 с.
- Вострецова Е.В., Коршунова Е.В., Мартынова Е.В. Составление педагогического теста для электронных образовательных ресурсов. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2022. 25 с.
- Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов. Ярославль: ЯГПУ; 2008. 98 с.
- Gronlund N.E. Constructing Achievement Tests. London: Prentice Hall, 1982. 148 p.
- Клишина С.В., Гулюкина Н.А. Педагогический тест: этапы и особенности конструирования и использования. Новосибирск: НГТУ, 2006. 148 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М.: Логос, 2002. 432 с.
- Селиванова И.А., Марковина И.Ю., Ильясов И.Р., Жевлакова А.К., Терехов Р.П. Валидация тестовых заданий в условиях экспорта образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29 (6). С1 36–143. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-136-143
- Norcini J., McKinley D.W. Concepts in assessment including standard setting // A Practical Guide for Medical Teachers. Beijing: Elsevier Health Sciences, 2017. Р. 252–259
- Майоров А.И. Теория и практика создания тестов для системы образования: как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. М.: Интеллект-центр, 2001. 296 с.
- Леоненков А.В. Нечеткое моделирование в среде MATLAB и fuzzyTECH. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 736 c.
- Zadeh L.A. Fuzzy sets // Information and Control. 1965. Vol. 8 (3). P. 338–353. DOI: 10.1016/S0019-9958(65)90241-X
- Андрюшкова О.В., Григорьев С.Г. Методика оценки качества обучения на основе негэнтропии // Информатика и образование. 2019. T. 34 (10). P. 37–45. DOI: 10.32517/0234- 0453-2019-34-10-37-45