УДК 378:005.95/.96
https://doi.org/10.20339/AM.06-23.069
Н. В. Соловова,
д-р пед. наук, доцент,
заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева
SPIN-код: 9007-8619; Author ID: 192862;
Scopus Author ID: 35619336700;
WOS Research: ABH-6357-2020; ORCID: 0000-0002-3280-3380
e-mail: solovova.nv@ssau.ru
Н.В. Суханкина,
канд. пед. наук, доцент
кафедра управления человеческими ресурсами
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева
SPIN-код 3093-2283; Author ID: 936613;
Scopus Author ID: 57219601358;
ORCID: 0000-0003-3816-3801
e-mail: sukhankina@inbox.ru
О.Ю. Калмыкова,
канд. пед. наук, доцент
кафедра управления человеческими ресурсами
Самарский национальный исследовательский университет
имени академика С.П. Королева;
доцент кафедры «Управление и системный анализ теплоэнергетических
и социотехнических комплексов»
Самарский государственный технический университет
SPIN-код: 1399-5417; Author ID: D-5602-2014;
Scopus Author ID: 57202513886;
ORCID: 0000-0003-0933-0332
e-mail: oukalmiykova@mail.ru
Рассматривается проблема формирования кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования в целях минимизации кадровых рисков в условиях неопределенности нормативных требований к должностным функциям педагогических работников высшего образования. Оценка кадрового обеспечения образовательных программ ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (Самарский университет) по институтам университета и УГСН позволила выявить виды несоответствий квалификации научно-педагогических работников (НПР) из числа ППС требованиям нормативно-правовых актов и предложить рекомендации по их устранению. Анализ выявленных несоответствий послужил основанием для идентификации и классификации существующих и потенциальных кадровых рисков НПР. С помощью метода экспертных оценок определена их значимость и вероятность наступления. На заключительном этапе исследования были сформулированы методические рекомендации по управлению кадровыми рисками НПР в условиях действия ЕКС (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) и отсутствия профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Мероприятия по профилактике и минимизации кадровых рисков преподавателей университета включают, в частности, разработку программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, ежегодный мониторинг кадрового обеспечения и разработку внутривузовских локальных нормативных актов, регулирующих трудовую деятельность педагогических работников по должностям.
Ключевые слова: образовательный процесс, научно-педагогические работники, кадровые риски, управление персоналом образовательной организации, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Литература
- Галешова Е.И. Кадровые риски в системе управления рисками современной организации // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2017. № 4. С. 54–61.
- Белоусова С.А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие // Вестник ЮУрГУ. Управление образованием. 2005. № 15. С. 89–95.
- Долженко Р.А. Инновации в системе управления персоналом организации // Вестник АГАУ. 2013. № 1 (99). С. 49–153.
- Табажанова А.Б. Проблемы управления персоналом в образовательной организации в условиях проведения изменений // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. № 12. С. 48–50.
- Тарасенко В.В. Современные ориентиры при построении системы управления персоналом образовательной организации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-orientiry-pri-postroenii-sistemy-upravleniya-personalom-obrazovatelnoy-organizatsii/viewer/2022-12-02
- Ермасова Н.Б., Никитин А.А. Факторы, влияющие на инновационную активность организаций // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2014. № 3. С. 495–503.
- Захаров Д.К., Митрофанова А.Е. Управляй текучестью персонала — или проиграешь // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 4. С. 15–26.
- Лебедев С.Г. Кадровые риски: новые аспекты работы с персоналом // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 70–73.
- Mitrofanova E.A., Mitrofanova A.E., Zhaxybayeva G.S. Рreparedness of higher education institutions for the digitization of the educational process // Socio-economic Systems: Paradigms for the Future. Springer International Publishing. 2021. P. 1081–1090.
- Mitrofanova E., Mitrofanova A., Tarasenko V. Immature digital expertise of the educational institution’s managerial staff as HR risk to education development // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. Т. 1100. P. 756–765.
- Лысенко И.А. Механизмы и модели процесса управления рисками многопрофильного образовательного учреждения: автореф. дисс. … канд. техн. наук. Уфа, 2012.
- Новикова И.И. Управление рисками в деятельности высших учебных заведений: автореф. дисс. … канд. экон. наук. М., 2008.
- Опфер Е.А. Риск-менеджмент в управлении качеством образования в вузе // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 84–91.
- Altindag E., Kosedagi Y. The relationship between emotional intelligence of managers, innovative corporate culture and employee performance // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 210. P. 270–282.
- David Y. Et al. Gender-Empathic Constructions, Empathy, and Support for Compromise in Intractable Conflict // Journal of Conflict Resolution. 2018. Vol. 62. No. 8. P. 1727–1752.
- Vande Griek O.H., Clauson M.G., Eby L.T. Organizational career growth and proactivity: A typology for individual career development // Journal of Career Development. 2020. Vol. 47. No. 3. P. 344–357.
- Костюкова Т.П., Лысенко И.А. Модель управления рисками образовательного учреждения // Информационно-управляющие системы. 2011. № 2-51. С. 73–76.
- Москаленко Е.А. Мониторинг кадровых рисков в образовательном учреждении // Сборник научных трудов по материалам III Международного форума «Профессиональная самореализация личности в современном социуме». 2014. С. 99–105.
- Рекичинская Е.А. Использование риск-менеджмента в образовательной деятельности школы // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2016. № 5. С. 52–59.
- Агарков Г.А., Сухих В.С., Бессонов Д.А., Юрьева Л.В. Особенности построения системы управления рисками в федеральных университетах Российской Федерации // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 6. С. 109–117.
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н). URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf/2022-12-01
- Митрофанова А.Е. Разработка методики управления кадровыми рисками в системе управления персоналом организации // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 1 (14). URL: www.naukovedenie.ru/PDF/85evn113.pdf/2022-11-28
- Митрофанова А.Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации: автореф. дис. … канд. экон. наук. М.: Гос. ун-т упр. 2013. 28 с.