Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Modular principle to competence- and process-based additional professional training program formation

Р.Р. Анамова, Л.В. Быков, Д.А. Козорез

УДК 37.09-057.8

https://doi.org/10.20339/AM.06-23.028

 

Р.Р. Анамова,

канд. техн. наук, доцент,

начальник ОУМО ДПО УДПО,

ORCID: 0000-0002-1275-3232

e-mail: anamova.rushana@yandex.ru  

Л.В. Быков,

канд. техн. наук, доцент, начальник УДПО

ORCID: 0000-0002-2741-5957

e-mail: bykovlv@mai.ru

Д.А. Козорез,

д-р техн. наук, профессор,

проректор по учебной работе

e-mail: kozorezda@mai.ru

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

 

Процесс проектирования содержания дополнительных профессиональных программ для обучения персонала предприятий и организаций является достаточно трудоемким, поскольку требует учета как требований заказчика к знаниям, умениям и навыкам работника, так и законодательных и нормативных актов в сфере труда. В данной статье авторами предложена новая методика формирования содержания дополнительных профессиональных программ по модульному принципу, практическая реализация которой представляет собой сервис конструирования программ для работы методиста и эксперта со стороны заказчика. В основу концепции сервиса конструирования программ положены: компетентностный подход, позволяющий определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты, и процессный подход, отражающий взаимосвязи и взаимозависимости между элементами проектирования дополнительных профессиональных программ. Возможности сервиса конструирования программ включают в себя: предоставление списка компетенций из готового перечня для выбора методистом; вывод перечня дисциплин (модулей), формирующих указанные компетенции; формирование учебного и учебно-тематического плана и фонда оценочных средств по дополнительной профессиональной программе. Сервис конструирования программ позволит ускорить процесс разработки и сделать его более удобным и «прозрачным» для заказчика, формализовать работу методиста при проектировании дополнительной профессиональной программы, идеально подходит для дистанционной формы взаимодействия.

Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа, компетентностный подход, автоматизация проектирования, классификатор, сервис конструирования программ, процессный подход.

 

Литература

  1. Zhaojie Cao. Practice and Exploration of Quality Management System in Higher Vocational Colleges from a Perspective of ISO9001. International Journal of Vocational Education and Training Research. June 2021. Vol. 7. Iss. 1. P. 35–40. (Published Online: Jun. 7, 2021).
  2. Owhoeke Nwameze George, Emeka Gift Nwokocha. Bridging the Sustainable Skills Gap in Business Education Curriculum for Post Oil Boom Economy in Nigeria. International Journal of Vocational Education and Training Research. June 2021. Vol. 7. Iss. 1. P. 6–13.
  3. Veronika Lukesch, Thomas Zwick. Does tertiary vocational education beat academic education? A matching analysis of young men’s earnings developments. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2020. 12:16
  4. Simone N. Tuor Sartore, Uschi Backes-Gellner. Educational diversity and individual pay: the advantages of combining academic and VET graduates in the workplace. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2020. 12:13
  5. Claudia Hofmann, Kurt Häfeli, Xenia Müller, Annette Krauss. Transition From Low-Threshold Vocational Education and Training to Work in Switzerland: Factors Influencing Objective and Subjective Career Success. International Journal for Research in Vocational Education and Training (IJRVET). 2021. Vol. 8. No. 2.
  6. Michael J.J. Roll and Dirk Ifenthaler. Multidisciplinary digital competencies of pre-service vocational teachers. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2021. 13:7
  7. Irene Eegdeman, Chris van Klaveren and Martijn Meeter. Content expectations and dropout in Dutch vocational education. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2020. 12:9
  8. Сорокина Е.Л., Елинская Я.А. Особенности разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Наука и социум». 2019. № XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razrabotki-i-realizatsii-p... (дата обращения: 24.06.2021).
  9. Фетисова О.В., Шеховцов В.В. Специфика дополнительного профессионального образования в современной России // Гуманитарий Юга России. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-dopolnitelnogo-professional... (дата обращения: 24.06.2021).
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2021).
  11. Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 № 787 (ред. от 20.12.2003) «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
  12. Anamova, R.R., Bykov, L.V., Kozorez, D.A. Algorithm for designing professional retraining programs based on a competency approach. Education Sciences. 2020. 10 (8). P. 1–9, 191.
  13. Anamova, R.R., Bykov, L.V., Kozorez, D.A. Aircraft industry staff retraining as a part of vocational education in the Russian Federation. TEM Journal. 2019. 8 (3). P. 978–983.
  14. Iftikhaar Ahmad Wani, Hakim Khalid Mehraj. Total Quality Management in Education: An Analysis. International Journal of Humanities and Social Science. June, 2014. Vol. 3. Iss. 6. P. 71–78.
  15. Справочник кодов общероссийских классификаторов. Профстандарт: 40.159 «Специалист по аддитивным технологиям». URL: https://classinform.ru/profstandarty/40.159-spetcialist-po-additivnym-tekhnologiiam.html (дата обращения: 25.06.2021).
  16. Scholz-Reiter, Bernd. (2021). Structured Analysis and Design Technique (SADT).