УДК 378-056.2
https://doi.org/10.20339/AM.06-22.052
А.Л. Кузеванова,
д-р социол. наук, доцент,
зав. Кафедрой социологии, общей и юридической психологии
Волгоградский институт управления —
филиал Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
e-mail: angelina2000@list.ru
А.Ю. Чернов,
д-р психол. наук, профессор,
профессор кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления —
филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
e-mail: achernov1@yandex.ru
В.А. Зоркова,
канд. социол. наук, доцент
кафедры государственного управления и менеджмента
Волгоградского института управления —
филиала Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
e-mail: shirjaeva_v@mail.ru
А.О. Ивашкина,
cпециалист
ООО «Агентство маркетинговых коммуникаций», г. Волгоград
e-mail: ivashkina.anastasia@mail.ru
В статье представлен анализ результатов комплексного социологического исследования, проведенного с целью выявления проблем внедрения инклюзивного образования в вузах и определения перспектив его развития. Настоящее исследование проведено с учетом мнений трех групп участников инклюзивного образовательного процесса: преподавателей, студентов и инвалидов. Для сбора эмпирической информации были использованы методы анкетного опроса и глубинного интервью. Исследование проводилось на базе Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС. Результаты анкетирования преподавателей показали, что большинство респондентов положительно относятся к инклюзивному образованию, но в их восприятии сохраняются негативные стереотипы в отношении некоторых групп студентов, имеющих различные виды инвалидности. Анализ данных глубинных интервью со студентами показал, что большинство из них положительно относятся к созданию в вузе инклюзивной среды. Однако выяснилось, что большая часть участников интервью слабо информированы о целях, задачах, образовательных технологиях, планируемых результатах инклюзивного образования, о правилах и основах взаимодействия со студентами, имеющими инвалидность. 71,1% опрошенных инвалидов продемонстрировали желание учиться в вузе, что свидетельствует о наличии социального запроса этой группы населения на получение высшего образования. Совместное обучение со студентами без ограниченных возможностей здоровья, по мнению 53,3% участников опроса, даст возможность получить качественное образование и позволит участвовать в жизни коллектива. Большинство опрошенных инвалидов в целом положительно оценивают перспективы развития высшего инклюзивного образования. Проведенный анализ собранной эмпирической информации позволил выявить комплекс проблем в развитии инклюзивного образования в вузе: мировоззренческих, информационных, социально-трудовых, организационно-образовательных. Решение этих проблем может быть осуществлено путем создания эффективной системы профессиональной подготовки вузовских преподавателей, организации студенческого волонтерского движения по сопровождению студентов-инвалидов, формирования в вузе штата вспомогательного персонала по работе с инвалидами, использования наряду с традиционными формами обучения возможностей дистанционного образования.
Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, инклюзивная образовательная среда, совместное обучение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инвалидность.
Литература
- Андреева Р.В. Развитие инклюзивного образования в вузе // Juvenis scientia. 2016. № 1. С. 41–42.
- Бурилкина С.А., Каминский А.С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24–29.
- Голикова Е.М., Сидорова И.Г. Реализация инклюзивного образования в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-4. C. 70–72.
- Доклад Министерства труда и социальной защиты РФ «Состояние и динамика инвалидности детского населения Российской Федерации» URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/36 (дата обращения: 08.05.2021).
- Зиновьева В.И., Берсенев М.В., Носова А.Л. Инклюзивное образование и вуз: анализ мнений и факторы развития // Вестник Томского государственного университета. История. 2020. № 67. С. 181–187.
- Зорина Е.Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 165–184.
- Кохан С.Т., Патеюк А.В., Антонов В.Л. Исследование отношения студентов к инклюзивному образованию в Забайкальском государственном университете // Бюллетень науки и практики. 2017. № 3 (16). С. 257–260.
- Лукьянова Н.А., Щукина Н.И., Фелл Е.В. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири. 2016. № 1. С. 101–110.
- Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2. С. 40–47.
- Попов В.В., Музыка О.А. Инклюзивное образование в контексте социальных трансформаций // Colloquium-journal. 2019. № 6. С. 88–90.
- Родина Л.И. Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 4. С. 91–99.
- Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25163 (дата обращения: 9.05.2021).
- Хуснутдинова М.Р. Риски инклюзивного образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 23–46.
- Щипанкина Е.С. Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в пространстве университета: проблемы и перспективные решения // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы международного образовательного форума (20–22 октября 2015 г.). Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2015. С. 169–173.
- Bartz J. All inclusive?! Empirical insights into individual experiences of students with disabilities and mental disorders at German universities and implications for inclusive higher education // Education Sciences. 2020. No. 10 (9). P. 1–25.
- Campoy-Cubillo M.-C., Fortea-Bagán M.-A. Panorama de la investigación y prácticas universitarias en el ámbito de las necesidades especiales // Cultura y Educacion. 2020. No. 32 (1). P. 9–16.
- Gilson C.B., Gushanas C.M., Li Y.-F., Foster K. Defining Inclusion: Faculty and Student Attitudes Regarding Postsecondary Education for Students with Intellectual and Developmental Disabilities // Intellectual and Developmental Disabilities. 2020. No. 58 (1). P. 65–81.
- Llorent V.J., Zych I., Varo-Millán J.-C. Visión del profesorado sobre la educación inclusiva en la universidad en España // Cultura y Educacion. 2020. No. 32 (1). P. 147–181.
- Lukovenko T., Kalugina N., Sorokin N., Bulavenko O. Accompanying persons with disabilities at university: skills development among volunteers // International Journal of Instruction. 2021. No. 14 (2). P. 935–952.
- Moriña A., Orozco I. Facilitating the retention and success of students with disabilities in health sciences: Experiences and recommendations by nursing faculty members // Nurse Education in Practice. 2020. No. 49. DOI: 10.1016/j.nepr.2020.102902
- Rillotta F., Arthur J., Hutchinson C., Raghavendra P. Inclusive university experience in Australia: Perspectives of students with intellectual disability and their mentors // Journal of Intellectual Disabilities. 2020. No. 24 (1). P. 102–117.
- Wray M. Additional support services and the utilisation of teaching assistants in university settings: dissuading inclusive practice or improving academic outcomes? // Support for Learning. 2021. No. 36 (1). P. 102–115.
- Zárate-Rueda R., Murallas-Sánchez D., Ortega-Zambrano C. Inclusión educativa e inserción laboral desde el enfoque de capacidades: Una perspectiva fenomenológica y de diversidad functional // Revista de Investigacion Educativa. 2021. No. 39 (1). P. 265–282.
- Yaqun Z., Rebrina F.G., Sabirova F.M., Afanaseva J.A. Blended Learning Environments in Inclusive Education at the University // International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2020. No. 15 (21). P. 145–161.