УДК 37.09:34-057
https://doi.org/10.20339/AM.06-21.076
М.Ю. Осипов,
канд. юрид. наук, старший научный сотрудник
Автономная некоммерческая организация высшего образования
Международная полицейская академия ВПА
е-mail osipov11789@yandex.ru
Исследована проблема реализации компетентностного подхода в юридическом образовании как одна из актуальных проблем, стоящих перед российским юридическим образованием. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время приняты новые стандарты по различным направлениям подготовки, в т.ч. по направлению 40.03.01 «Юриспруденция» (ФГОС 3++). В связи с принятием данного стандарта возникает проблема осмысления особенностей процесса его реализации образовательными организациями высшего образования, осуществляющими подготовку юристов по данному направлению подготовки. Предметом исследования в статье выступают закономерности и особенности реализации компетентностного подхода в юридическом образовании по данному направлению подготовки. В ходе исследования проанализированы особенности реализации компетентностного подхода по данному направлению подготовки в современной России в связи с принятием нового ФГОС по юриспруденции. Предложена компетентностная модель юриста, а также обозначены требования к технологии формирования и оценивания сформированности компетенций по данному направлению подготовки в современной России, включая использование автоматизированных систем составления учебно-методической документации, обеспечивающей образовательный процесс.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, должностные обязанности юриста, юридическое образование, университет, образовательная программа, учебно-методический потенциал, образовательное пространство, федеральные государственные образовательные стандарты, дисциплины, индикаторы достижения компетенций, учебно-методическая документация, автоматизированные системы управления.
Литература
- Тимофеева А.А. Компетентностный подход в преподавании юридических дисциплин: опыт и проблемы реализации // Юридическое образование и наука. 2015. № 2. С. 12–14.
- Данилов С.Ю. О современных проблемах юриспруденции в контексте научного и образовательного компонентов // История и современность. Минск: Бизнес-офсет, 2012. С. 94.
- Мазаев Д.В. Участие работодателей в системе высшего юридического образования и в подготовке юристов // Закон. 2016. № 11. С. 59–65.
- Руденко Е.Ю. Обучение договорной технике как составляющей компетентностного подхода в современном юридическом образовании // Юридическое образование и наука. 2015. № 4. С. 15.
- Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 № 1011 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 “Юриспруденция”» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2020 № 59673) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 07.09.2020).
- Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 № 1511 (ред. 11.01.2018) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 “Юриспруденция” (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 № 45038).
- Добровольская Е.В., Малащенко Ю.М. Индикаторы достижения компетенций: опыт разработки // Технологии в образовании — 2020. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. Новосибирск, 2020. С. 354–364.
- Скачкова Н.В. Процесс формирования и индикаторы достижения профессиональных компетенций будущих педагогов в области дизайна // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4 (32). С. 102–112.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2011.
- Василькова Н.А. Нормативно-методические аспекты формирования фондов оценочных средств в модели ФГОС 3++ по направлению высшего образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. Т. 11. № 2 (44). С. 62–77.
- Приказ Минтруда России от 23.03.2015 № 183н (ред. 12.12.2016) «Об утверждении профессионального стандарта “Следователь-криминалист”» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2015 № 36755) // Консультант Плюс.
- Приказ Минтруда России от 09.10.2018 № 625н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по конкурентному праву”» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2018 № 52581). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.11.2018).
- Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. 521 с.
- Алексеев С.С. Теория права. Харьков: БЕК, 1994. 224 с.
- Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
- Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М.: Юрид. лит., 1989. 288 с.
- Алексеев С.С. Право: азбука, теория, философия: опыт комплексного исследования. М.: Статус,1999. 710 c.
- Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. 280 с.
- Обзор практики Конституционного суда Российской Федерации за первый квартал 2020 года.
- Блохин П.Д. Участие Конституционного Суда РФ в деле формирования единообразной судебной практики // Закон. 2020. № 1. С. 85–97.
- Щекин Д.М., Машков Л.И. Обзор судебной практики Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь-ноябрь 2019 г. // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 23–29.
- Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. № 3. С. 161–165.
- Соколова М.А. Дефекты юридических документов. М.: Юриспруденция, 2016. 160 с.
- Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 3. С. 24–29.
- Решетов Ю.С. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2. С. 17–22.
- Осипов М.Ю. О необходимости использования виртуальных практикумов для оценивания степени сформированности компетенций студентов по направлению подготовки «Юриспруденция» // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 3. С. 34–43. DOI: 10.20339/AM.03-20.034
- URL: https://solutions.1c.ru/catalog/intellektinfo_opop/features (дата обращения: 15.01.2021).
- URL: https://solutions.1c.ru/catalog/university-prof/buy (дата обращения: 15.01.2021).
- Maciąg J. (2019) Lean Management as a Concept of Management in Higher Education. In: Lean Culture in Higher Education. Palgrave Macmillan, Cham.
- Kohl H. (2020) Generic Standards for Management Systems: An Overview. In: Standards for Management Systems. Management for Professionals. Springer, Cham.
- Zhiyuan K. (2011) A Study of Business Process Reengineering Based on Petri Net. In: Dai M. Innovative Computing and Information. ICCIC 2011. Communications in Computer and Information Science, vol. 231. Springer, Berlin, Heidelberg.
- Anand A., Fosso Wamba S., Gnanzou D. (2013) A Literature Review on Business Process Management, Business Process Reengineering, and Business Process Innovation. In: Barjis J., Gupta A., Meshkat A. Enterprise and Organizational Modeling and Simulation. EOMAS 2013. Lecture Notes in Business Information Processing, Vol. 153. Springer, Berlin, Heidelberg.
- Francalanci C. (2016) Business Process Reengineering // Liu L., Özsu M. Encyclopedia of Database Systems. Springer, New York.
- Singh R., Ramdeo S. (2020) Techno-Structural Interventions: Reengineering. In: Leading Organizational Development and Change. Palgrave Macmillan, Cham.
- Cempel W.A., Dąbal D. (2014) IDEF0 as a Project Management Tool in the Simulation Modeling and Analysis Process in Emergency Evacuation from Hospital Facility: A Case Study. In: Pawlewski P., Greenwood A. (eds.) Process Simulation and Optimization in Sustainable Logistics and Manufacturing. EcoProduction (Environmental Issues in Logistics and Manufacturing). Springer.
- Voorhees D.P. (2020) SD Case Study: Transition to Software Design. In: Guide to Efficient Software Design. Texts in Computer Science. Springer.
- Петухова И.А. Оптимизация транзакционных издержек // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 1 (68). С. 54–59.
- Радченко М.Г., Хрусталева Е.Ю. 1С: Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. М., 2013. 965 c.