https://doi.org/10.20339/AM.06-18.012
Л.Н. Гарусова,
д-р ист. наук, проф., главный научный сотрудник
Институт истории, археологии и этнографии ДВО РАН
Н.В. Петрова,
канд. ист. наук
МБОУ «Гимназия № 133», Уссурийск
e-mail: natalia-v-petrova2010@yandex.ru
Показано значение системы общего образования как важнейшего инструмента адаптации и социализации детей-мигрантов в РФ. Проанализирован опыт правительства г. Москвы в адаптации детей из иностранных семей в образовательной среде на основе учета индивидуальных особенностей ребенка, тщательного изучения его склонностей и интересов в их динамике, а также тесного взаимодействия институтов семьи и школы в адаптационной деятельности. Выявлены проблемы обучения и социализации инофонов в периферийных регионах страны на примере школ Дальнего Востока, в т.ч. языковой барьер, этнические стереотипы и отсутствие педагогических инструментов и навыков у большинства педагогов, работающих в школе. Рассмотрены существующие подходы к социокультурной адаптации подростков-иностранцев в США. Показана роль государства в социализации детей-мигрантов, проживающих на территории Северной Америки.
Ключевые слова: мигранты, социокультурная адаптация, система школьного образования, опыт США.
Литература
1. Информация Международной организации миграции. URL: www.iom.int
2. Мукомель В.И. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики // Мир России. 2011. № 1. C. 34–50.
3. Адаптация детей и подростков из семей мигрантов в системе образования. URL: http://www.ethnoinfo.ru/adaptacija-detej-i-podrostkov-iz-semej-migrantov...
4. Ушакова С.С. Роль системы образования в социокультурной адаптации и интеграции мигрантов и их детей. URL: http://cheloveknauka.com/rol-sistemy-obrazovaniya-v-sotsiokulturnoy-adap...
5. Публичный доклад департамента образования и науки Приморского края «О реализации государственной политики в сфере образования» (2017).
6. Стивенс Д. Америка, страна, общество, люди. Вашингтон, 1996.
7. Питерс У. Оценка современного состояния образования в США // США: общество и ценности. 2002. № 1. C. 17–18.
8. Potochnick S. The Academic Adaptation of Children of Immigrants in New and Established Settlement States: The Role of Family, Schools, and Neighborhoods. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4760698/
9. Очкина А. Мигранты в американских школах — социализация, интеграция или адаптация? URL: http://expert.ru/2013/11/8/migrantyi-v-amerikanskih-shkolah-sotsializatsiya-integratsiya-ili-adaptatsiya/