https://doi.org/10.20339/AM.06-17.016
С.В. Костюкевич,
канд. социол. наук, с. н. с.
Институт социологии
Национальной академии наук Республики Белоруссии, г. Минск
e-mail: svkostus@yahoo.com
Показано влияние советской практики на создание теории человеческого капитала (ЧК), а также на возникновение глобальных трендов, рассматривающих образование в рамках экономической логики. Отмечено, что спустя полвека после создания теории ЧК развитие сферы образования как фактора развития экономики определяют два тренда: экономика знаний и политика маркетизации. Автор делает вывод: политика маркетизации может быть оценена как свидетельство того, что экономический подход к образованию как капиталу зашел в тупик и налицо потребность в том, чтобы с учетом опыта XX в. переинтепретировать понятие человеческого капитала. В частности, на основе анализа советского опыта обосновывается необходимость для бывших республик СССР сделать акцент в развитии ЧК на предпринимательских знаниях и умениях для того, чтобы человеческий капитал мог быть фундаментом развития рыночной экономики.
Ключевые слова: человеческий капитал, экономика знаний, маркетизация образования, предпринимательство.
Литература
1. URL: http://royallib.com/read/shumpeter_yozef/kapitalizm_sotsializm_i_demokratiya.html#102400
2. URL: https://libcom.org/files/Eric%20Hobsbawm%20-%20Age%20Of%20Extremes%20-%201914-1991.pdf
3. Есть ли будущее у капитализма? // Сб. cтатей. — М., 2015.
5. URL: http://www.libertarium.ru/10624
6. Саймон Б. Общество и образование. — М., 1989.
7. URL: http://www.lerc.ru/?part=articles&art=3&page=20
8. URL: https://www.hse.ru/data/2011/02/27/1211505522/Becker--RUS--EcSoc.pdf
9. URL: http://seinst.ru/page287/
10. Денисон Э.Ф. Вклад знаний в экономический рост: межстрановой анализ // Советско-американский симпозиум экономистов. — М., 1978.
11. Кессиди Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии. — 2000. — № 6. — С. 87.
12. Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе. — Минск, 2004.
13. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/15100/
Автор выражает признательность Белорусскому республиканскому фонду фундаментальных исследований (БРФФИ) за финансовую поддержку исследовательского проекта «Интеграция инженерного образования и бизнес-образования в технических университетах Украины и Беларуси как фактор развития национальных экономик», в рамках которого были получены результаты, изложенные в данной статье.