УДК 37.09:796.03-056.2
DOI 10.20339/AM.05-24.071
Н.В. Губарева*,
канд. пед. наук, доцент
кафедры теоретических основ физического воспитания
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
е-mail: n.gubareva@mail.ru
https://orcid.org/0000-0002-3723-2695
Н.В. Анушкевич,
канд. пед. наук, доцент
кафедра спортивных дисциплин
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
е-mail: natapok@yandex.ru
https://orcid.org/0000-0003-2331-5913
В статье авторами представлено исследование, раскрывающее детали физического воспитания студенческой молодежи с сенсорными нарушениями. В настоящее время число обучающихся в высших учебных заведениях с нарушением слуха и зрения имеет тенденцию к увеличению. В связи с этим фактом преподавателям вуза необходимо использовать различные методы и методические приемы, которые позволят обеспечить качественное обучение в рамках «Элективных дисциплин по адаптивной физической культуре и спорту». Применение дифференцированного обучения с учетом индивидуально-типологических особенностей занимающихся с сенсорными нарушениями позволяет учитывать их уровень физической и психомоторной подготовленности при организации двигательной активности в группах адаптивной физической культуры. Для оценки физической подготовленности нами был использован тест Купера, для оценки психомоторных показателей использован аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» и два теста: проба Ромберга и комплексный координационный тест (ККТ). Исследование проведено на базе Алтайского государственного педагогического университета, Алтайского государственного университета в городе Барнауле и получены положительные изменения в результате экспериментального воздействия.
Ключевые слова: дифференцированное обучение, физическая культура, сенсорные нарушения, слабослышащие, слабовидящие, антропопрактик, тьюторское сопровождение, студент.
Литература
- Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: уч. пос. / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Е.Б. Ладыгина [и др.]. Москва: Советский спорт, 2014. 304 с.
- Аубакирова А.А., Жауен А.Б., Сатыбалдинова Г.А. Дидактическая игра — продуктивное средство сенсорного воспитания детей с нарушениями зрения // Наука и реальность. 2021. № 2 (6). С. 151–153.
- Баринова Н.Г., Губарева Н.В. Тьюторское сопровождение образовательного процесса студентов-инвалидов в освоении компетенций // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 5. С. 62–65. DOI: 10.20339/AM.05-23.062
- Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076
- Горская И.Ю. Теоретико-методологические основы диагностики и коррекции двигательных отклонений у школьников с нарушениями развития // Физическое воспитание и спортивная тренировка. Омск: Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), 2006. С. 19–24.
- Губарева Н.В. Дифференцированный подход в процессе коррекции и развития координационных способностей у школьников с различной степенью нарушения слуха: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2009. 24 с.
- Литош Н.Л. Организация инклюзивного физического воспитания и адаптивного спорта в педагогическом вузе // Актуальные проблемы адаптивной физической культуры: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием, Омск, 17–18 февраля 2022 г. Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2022. С. 164–170.
- Нопин С.В., Корягина Ю.В. Верификация психофизиологического тестирования на аппаратно-программном комплексе «Спортивный психофизиолог» // Современные вопросы биомедицины. 2022. Т. 6. № 2 (19).
- Переверзева М.В. Использование технических средств реабилитации детьми со сложными сенсорными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. 2023. № 1 (49). С. 29–33.
- Гиенко Л.Н., Акимов П.С., Акимова Е.В. Инновационная деятельность социального педагога в условиях современной школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 3. С. 76–79. DOI: 10.20339/AM.03-22.076
- Харченко Л.В., Литош Н.Л. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения // Адаптивная физическая культура. 2021. Т. 86. № 2. С. 20–22.
- О физической культуре и спорте в Российской Федерации: фед. закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ // Российская газета. 2007. 8 декабря. № 276.
- Engel-Yeger B., Durr D., Josman N. Comparison of memory and meta-memory abilities of children with cochlear implant and normal hearing peers // Disability and Rehabilitation. 2011. Vol. 33. No. 9. P. 770–777.
- Hogan A. Shipley M., Strazdins L. Communication and behavioural disorders among children with hearing loss increases risk of mental health disorders // Australian and New Zealand journal of public health. 2011. Vol. 35. Iss. 4. P. 377–383.