УДК 37.09:517.9+615.1
DOI 10.20339/AM.05-24.065
А.А. Синицын,
канд. биол. наук, доцент
кафедры нормальной физиологии и медицинской физики
Российского университета медицины
https://orcid.org/0009-0002-9972-3067
e-mail: andrey.sinitsyn.46@mail.ru
Н.В. Зайцева,
канд. пед. наук, доцент
кафедры нормальной физиологии и медицинской физики
Российского университета медицины
https://orcid.org/0000-0002-3359-412X
e-mail: nvz1409@yandex.ru
М.В. Чистяков,
канд. физ.- мат. наук, доцент
кафедры нормальной физиологии и медицинской физики
Российского университета медицины
доцент кафедры фундаментальных дисциплин;
АНОО ВО Медицинский университет МГИМО-МЕД
https://orcid.org/0000-0002-4921-3897
e-mail: chimisha@yandex.ru
Т.А. Лобаева,
канд. биол. наук, доцент
кафедры фундаментальных дисциплин
АНОО ВО Медицинский университет МГИМО-МЕД;
доцент кафедры биологии и общей генетики
Медицинский институт
Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы
https://orcid.org/0000-0002-5677-1141
e-mail: lobaeva.t@yandex.ru
В статье рассмотрены возможности и перспективы применения обучающего кейс-метода, направленного на повышение интереса и мотивированности студентов-провизоров к процессу изучения математики для достижения требуемого уровня знаний и формирования общепрофессиональных компетенций будущих специалистов в области фармации. Представлены методологическая основа и алгоритм применения кейс-метода. В кейсе рассмотрены дифференциальные уравнения и взаимосвязь между математическими моделями и фармакокинетикой. Дано методическое обоснование последовательности этапов деятельности студентов при работе с кейс-заданиями и творческого процесса преподавателя при разработке и реализации кейсов. Содержание кейса включает междисциплинарные знания с целью формирования профессиональных компетенций, необходимые будущему специалисту в области фармации — осуществлять исследовательскую и аналитическую деятельность при разработке и экспертизе лекарственных средств, что соответствует программе «Развитие фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года».
Ключевые слова: кейс-метод, математическая модель, дифференциальное уравнение, химическая кинетика, медицина, фармация.
Литература
- Акимов В.А., Бедило М.В., Иванова Е.О. Математические модели эпидемий и пандемий как источников чрезвычайных ситуаций биологосоциального характера // Civil Security Technology. 2022. Vol. 19. No. 3 (73).
- Алекторов Е.А., Шарипова Г.М., Сафарова И.В. Возможности PTC Mathcad Prime для решения задач химической кинетики // Башкирский химический журнал. 2021. Т. 28. № 4.
- Бекчанов Х.К. Зайнутдинов Х.С. Акрамов У.Дж. Использование математического моделирования в исследованиях по разработке лекарственных средств // Молодые ученые — медицине. 2022. С. 265–268.
- Бондаренко С.Б. Приоритеты демократизации высшей школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2015. № 1. С. 10−14.
- ГОСТ Р 56702-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Лекарственные средства для медицинского применения. Доклинические токсикологические и фармакокинетические исследования безопасности.
- Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Применение кейс-метода в обучении студентов педагогических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2019. № 1. С. 62–70.
- Зайцева Н.В., Синицын А.А., Муслов С.А., Корнеев А.А. Современные подходы в преподавании естественнонаучных дисциплин в вузе на примере реализации дисциплины «Физические основы визуализации в медицинских исследованиях» // Педагогические чтения. Научно-методические основы образовательной деятельности в высшей медицинской школе. 2018. С. 65–68.
- Официальный сайт Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449976/ (дата обращения: 21.11.2023).
- Петров В.И., Толкачев Б.Е. Количественная клиническая фармакология и пациент-ориентированные технологии здравоохранения: перспективы 2030 // Ведомости Научного центра экспертизы средств медицинского применения. Регуляторные исследования и экспертиза лекарственных средств. 2022. Т. 12. № 2. С. 205–213.
- Плащевая Е.В., Иванчук О.В. Содержание курса физики в медицинском вузе: проблема и перспектива решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. Т. 7. С. 1–10.
- Пожарицкая О.Н., Шиков А.Н., Макаров В.Г. Токсикокинетика — методологические подходы. Лабораторные животные для научных исследований. 2019. № 1. https://doi.org/10.29296/2618723X-2019-01-06
- Попова С.Ю., Пронина Е.В. Современные образовательные технологии. Кейс-стади: уч. пос. М., 2023. 126 с.
- Урванова Н.А. Модель развития математического мышления обучающихся на занятиях по дисциплинам математического и естественно-научного цикла // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. Т. 20. № 4. С. 39–45.
- Успенский В.А. Алгоритм // Математический энциклопедический словарь. М.: СЭ. 1988. С. 62―64.
- Чистяков И.Н., Капустин М.В., Арутюнян А.В. Организации, управляющие исследовательскими центрами в доклинических исследованиях лекарственных средств (обзор) // Разработка и регистрация лекарственных средств. 2015. № 4 (13).
- Conklin L.S., Hoffman E.P., van der Anker J. Developmental pharmacodynamics and modeling in pediatric drug development // The journal of clinical pharmacology. 2019.Vol. 59. No. S1. P. S87–S94.
- Tanveer A., Hussain Kh., Tasneem H., Arif I., Rashid M., Abbas N., Shamim R., Shah P.A., Bukhari N.I. Prediction of cyp-mediated silybin A-losartan pharmacokinetic interactions using physiological based pharmacokinetic modeling // Journal of Pharmacokinetics and Pharmacodynamics. 2022. Vol. 49. No. 3. P. 311–323.