Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Образование как первичная среда формирования интеллектуальной ментальности

Н.Н. Губанов

УДК 1:378:316.35
DOI 10.20339/AM.05-24.020

Н.Н. Губанов,
д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

e-mail: gubanovnn@mail.ru

В статье проводится социально-философский анализ интеллектуальных сообществ как особого рода коллективных единств. Реконструированы обыденные представления о том, кто такие интеллектуалы, и выявлена недостаточность этих представлений для научного дискурса. Приведено определение интеллектуалов, данное Р. Коллинзом, и показана необходимость его дальнейшего уточнения и развития. Изложена оригинальная теория интеллектуальной деятельности, в основе которой лежит разработанная автором процедурная концепция рациональности. Ядром концепции служит т.н. широко понимаемый принцип достаточного основания, получающий в статье трансцендентально-прагматическое обоснование. Продемонстрировано, что деятельность, согласующаяся с этим принципом, является фактором, конституирующим интеллектуальные сообщества. В рамках развиваемого в статье подхода интеллектуалы понимаются как люди, участвующие в систематическом производстве нового рационального знания. Высказана оригинальная гипотеза о фрактальной природе процесса производства рационального знания. Дана характеристика интеллектуалов как социальной группы с точки зрения социологического канона, представленного П. Сорокиным в его «Системе социологии». В качестве важного логического следствия развиваемых в статье взглядов зафиксировано следующее обобщенное положение: система образования выступает первичной, базовой, универсальной средой формирования интеллектуальной ментальности.

Ключевые слова: интеллектуалы, интеллектуальная ментальность, интеллектуальные сообщества, процедурная концепция рациональности, образование, рациональное знание

 

Литература

1. Зверева Г.И. Интеллектуальная история в современной России: институты и направления // Преподаватель XXI век. 2018. № 4–2. С. 288–302.

2. Сорокин П.А. Система социологии. Т. 2. Социальная аналитика: Учение о строении сложных социальных агрегатов. М.: Наука, 1993. 688 с.

3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

4. Ивин А.А. Теория аргументации. М.: Гардарики, 2000. 416 с.

5. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Модель вызова Аполлона как средство изучения интеллектуальной истории // Диалог со временем. 2022. № 81. С. 49–66.

6. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. Образование как несущая структура общества знания // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. С. 30–38. DOI: 10.20339/AM.10-22.030

7. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 382 с.

8. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Проблема практического дискурса: обоснование моральных норм // Вестник Славянских культур. 2021. № 62. С. 129–142. DOI 10.37816/2073-9567-2021-62-129-142

9. Лебедев С.А. Философия и методология науки: актуальные проблемы. М.: Издательство Московского университета, 2024. 575 с.

10. Губанов Н.Н. Паритет технического и гуманитарного потенциалов общества как фактор его устойчивого развития // Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. № 8. С. 15–23. DOI: 10.20339/AM.08-23.015

11. Губанов Н.Н. Лекция как средство трансляции культурного капитала и воспроизводства интеллектуальной элиты // Вестник славянских культур. 2023. № 69. С. 24–36. DOI: 10.37816/2073-9567-2023-69-24-36  

12. Губанов Н.Н., Губанов Н.И. История научных идей сквозь призму идей философских // Диалог со временем. 2021. № 76. С. 5–19. DOI: 10.21267/AQUILO.2021.76.76.026