Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Urbi et orbi: место и роль философии в современном университете и обществе

О.А. Габриелян, Д.В. Гарбузов
80,00 ₽

УДК 101
DOI 10.20339/AM.05-24.012

О.А. Габриелян,
д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии
Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского

e-mail: gabroleg@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-0302-0229; Researcher ID: Q-1708-2017


 

Д.В. Гарбузов*,
д-р филос. наук, доцент, профессор кафедры философии
Крымский федеральный университет им В.И. Вернадского

e-mail: buendia@bk.ru

https://orcid.org/0000-0002-8321-8229; ResearcherID: A-6564-2017

* Здесь и далее  (*)—  отмечен автор-корреспондент.

Статья обращает внимание на рост публичного интереса к философии в условиях специальной военной операции. Ставятся сложные вопросы о судьбе философии и философского образования в России. Анализируется проблема преподавания философии как ядра гуманитарного научного знания в условиях цифровизации системы высшего образования. Констатируется формирование новой социальной парадигмы, пришедшей на смену модерну и Просвещению. Новые социальные и экономические отношения изменили запрос и к высшей школе. Делается вывод о необходимости формирования «рынка» социально-гуманитарных технологий (Socionet), основанного на автохтонных ценностях, и вовлечения социально-гуманитарного блока университетских профессионалов и студентов в формирование соответствующих цифровых стартап-продуктов. Гуманитарное научное сообщество не только должно доказать важность мировоззрения и идеологии, но и, прежде всего, научиться продуцировать соответствующие социальные проекты и создавать социально-гуманитарные технологии реализации их в обществе. Новая образовательная парадигма изменит все составные части университетского образования — ее институциональность, учебно-методический процесс и содержание самого процесса обучения. Делается вывод, что сформулировать свое оригинальное цивилизационное мировоззрение (а также и идеологию как операционализацию традиционных ценностей) невозможно без собственной, автохтонной системы философского образования. Государство и общество будут вынуждены это сделать совместными усилиями. Для этого, прежде всего, само философское сообщество должно сформулировать рабочую реалистическую концепцию учебной образовательной программы в университете. Для этого отечественное философское сообщество должно осуществить глубокую рефлексию для прояснения собственной идентичности. В статье философия рассматривается как особый режим и структура психической когнитивной активности, то есть определенный способ мировоззрения, восприятия и осознания мира, отличный от иных способов, таких как обыденный, мифический, религиозный и т.д. Целостность философии представлена особым способом психической когнитивной активности, а также теориями и знаниями, образом жизни и этическими принципами как результатами такого рода мировоззрения. Все эти особенности философии должны быть учтены в концепции философской образовательной программы в университете.

Ключевые слова: философия, теоретическая философия, практическая философия, кафедра философии, мировоззрение, социальная парадигма, Socionet (рынок социально-гуманитарных технологий и продуктов), философская образовательная программа

Литература

 

  1. Аузан А.А. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 266–286.
  2. Барков А.В., Гришина Я.С. «Университет 3.0»: Правовая модель участия вуза в инновационном предпринимательстве // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 3. С. 5–15.
  3. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 7. С. 10–13.
  4. Володин А.Ю. Гуманитарные науки в контексте цифровых вызовов (обзор изданий проекта Мичиганского университета) // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. 2013. № 4 (6). С. 99–102.
  5. Габриелян О.А., Сулейменов И.Э. Теория сложных систем: ноосферный контекст. Симферополь: Изд. дом ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», 2023. 168 с.
  6. Габриелян О.А., Гарбузов Д.В. Философия как теория и практика: история, состояние и перспективы // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. Вып. 4. 2023. С. 469–481.
  7. Игнатова Н.Ю. Цифровые аборигены: взгляд со стороны // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 1. С. 58–64.
  8. Идрисов Г.И., Коняхин В.Н., Кудрин А.Л., Рожкова Е.С. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России // Вопросы экономики. 2018. № 4. С. 5–25.
  9. Карпов А.О. Университет 3.0 — социальные миссии и реальность // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 114–124.
  10. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 23–41.
  11. Мусаелян Л.А. Тревожные мысли философа по поводу особенностей современной общественной жизни и некоторых проблем образования в эпоху тотальной цифровизации // Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 3. С. 349–364.
  12. Мышкин О.С. Человек и техника: в поисках нового способа сосуществования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура. История. Философия. Право. 2015. № 3. С. 31–42.
  13. Немцев М.Ю. О профессиональном самоопределении университетских преподавателей философии в России // Идеи и идеалы. 2021. Т. 13. № 1. Ч. 1. С. 24–41.
  14. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–44.
  15. Ореховский П.А., Разумов В.И. Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 3. Ч. 1. С. 77–94.
  16. Петрунева Р.М., Скорикова Е.П., Воронков Д.В., Васильева В.Д., Петрунева Ю.В. Особенности интернет-поведения цифрового студенчества в учебно-профессиональной деятельности // Primo aspectu. 2019. № 2 (38). С. 49–55.
  17. Послание Президента Федеральному Собранию. 2024 г. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 14.03.2024).
  18. Разумов В.И. Самоопределение философии в XXI веке // Личность. Культура. Общество. 2007. № 4 (39). С. 130–142.
  19. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А.М. Корбута. М.: ГУ ВШЭ, 2010. 304 с.
  20. Фролов А.В. Экзистенция и мир в цифровую эпоху // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2018. № 3. С. 18–30.
  21. Юревич А.В., Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Цифровая революция и будущее психологии: к прогнозу развития психологической науки и практики // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 1 (9). С. 6–19.

 


[1]