Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Когнитивные модели мышления

А.В. Купавцев
80,00 ₽

УДК 37.0

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.077

 

А.В. Купавцев,

канд. пед. наук, доцент

Кафедра физики

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

e-mail: avkup@bk.ru

 

Рассмотрены три ипостаси существования человека: естественнонаучный материальный мир, одушевленным объектом которого он является; биологическая форма жизни одушевленного субъекта-индивида, которая отличается наличием высокоорганизованной материи — человеческого мозга; и социум совместного труда, общения и этико-культурного общежития людей, включая деятельность как атрибут жизни человека. Способность действовать в предметном мире, как и способность мыслить в когнитивном мире существования человека, не передается генетически, а усваивается прижизненно и составляет основополагающий базис всякого познания. Общественно подтвержденный опыт деятельности приобретает значение эталонов, познавательных «единиц» действительности. Познание выражает собой единство диалектического отражения материального мира, социально-опосредованной исторически развивающейся коллективной предметно-практической практики и коммуникации (общения) всех участников познавательного отношения. Материальным субстратом, психофизиологической основой мышления являются афферентные поля функциональных систем головного мозга. Дана краткая характеристика современных видов мышления.

Ключевые слова: познание, диалектическое отражение мира, мышление и познание, виды мышления.

 

Литература

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 93.

2. Брушлинский А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.

3. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. 2005. № 10. С. 27–33.

4. Лекторский В.А. Cубъект. Объект. Познание. М.: Наука. 1980. 352 с.

5. Цветкова А. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. № 11. С. 49–58.

6. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. 589 с.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.

8. Иродов И.Е. Задачи по общей физике. М., 1998.

9. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Феймановские лекции по физике. Вып. 4. М.: Мир, 1965.

10. Корсунский М.И. Оптика, строение атома, атомное ядро. М.: Физматгиз, 1967. 528 с.

11. Ландсберг Г.С. Оптика. М.: ГИТ-ТЛ, 1957. 759 с.

12. Савельев И.В. Курс общей физики. Кн. 3. Молекулярная физика и термодинамика. М.: Наука: Физматлит. 1998. 208 с.

13. Васильев А.М. Введение в статистическую физику. М.: Высшая школа, 1980. 272 с.

14. Майоров А.А., Седякин В.П., Шкуров Ф.В. Информационно-когнитивные технологии обучения в техническом университете // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. 2016. № 1.

15. Фабрикант В.А. Новое в инженерном образовании: физика и ее роль // Современная высшая школа. 1974. № 1 (5).

16. Идиатулин В.С. Когнитивные факторы учебного процесса // Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭс. 2008. С. 165–167.

17. Шпольский Э.В. Атомная физика. Т. 1. Введение в атомную физику. М.: Физматгиз, 1963. 576 с.

18. Купавцев А.В. Кластерное обучение // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 12. С. 45–50. DOI: 10.20339/AM.12-18.045