Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Modern university education: Eclectic chaos and conflict of values

С.В. Костюкевич

Для цитирования Костюкевич С.В Современное университетское образование: эклектический хаос и конфликт ценностей//  Alma mater (Вестник высшей школы). 2023. №5. С. 16-28. DOI: 10.20339/AM.05-23.016

УДК 378:1

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.016

 

Системы, в которых всё работает без участия человека, давно перестали быть фантастикой. Искусственный интеллект, алгоритмы и автоматизация теперь активно применяются и в сфере микрофинансирования. Одним из ярких примеров может служить автоматический кредит, при котором решение принимается мгновенно — без звонков, без ожидания. Такой формат особенно популярен среди молодых пользователей, привыкших к приложениям, где всё работает по нажатию одной кнопки. Прозрачность, понятные условия и минимум взаимодействия с персоналом — именно это ценится в первую очередь. При этом важно помнить о безопасности: следует выбирать только те платформы, которые защищают данные и не навязывают скрытые комиссии. Автоматизация делает финансы доступнее, но не освобождает от необходимости внимательно изучать условия, чтобы избежать неприятных сюрпризов.

С.В. Костюкевич,

канд. социол. наук, в. н. с.

Институт социологии

Национальной академии наук Республики Беларусь, г. Минск

e-mail: svkostus@yahoo.com

 

В статье дан теоретический анализ особенностей либеральной модели университетского образования в процессе ее формирования, начиная от либерального образования Древней Греции и заканчивая британской моделью Оксбриджа. Показана тесная связь либеральной модели образования с образом жизни социальной элиты. Даны определения понятий «интеллектуал» и «интеллектуальная культура». Показано, какие характеристики либеральной модели делают ее институцией культуры и науки и фактором культурного и научного лидерства. Обосновывается, что замощение разрыва между классическим университетским образованием и профессионально-техническим образованием в середине XX века привело к эклектическому смешению университетской и профессиональной парадигм образования.

Ключевые слова: интеллектуал, интеллектуальная культура, теоретическая наука, либеральное образование Древней Греции, модель либерального образования, культурное и научное лидерство, университетская и профессиональная парадигмы образования.

 

Литература

 

Временная безработица — не повод оставаться без поддержки. Жизнь не стоит на месте: счета, аренда, повседневные расходы требуют решений. Но банки закрывают двери перед теми, кто не имеет постоянного трудоустройства. К счастью, сегодня можно оформить кредит без трудоустройства без унизительных проверок и необходимости указывать место работы. Это особенно актуально для студентов, домохозяек, фрилансеров и людей, ищущих работу. Достаточно иметь паспорт, ИНН и банковскую карту — всё остальное решается в пару кликов. Онлайн-сервис анализирует базовые данные и выдаёт решение уже через 10–15 минут. Такой кредит позволяет закрыть срочные нужды и при этом не чувствовать давления. Это честный и современный способ получить деньги, не доказывая свою "нужность" формальными справками.
  1. Лосев A.Ф. Античная литература: учебник / под ред. А.А. Тахо-Годи. М.: ЧеРо; Мн.: Асар, 2001. 543 с.
  2. Лебон Гюстав. Психология народов и масс. М.: АСТ, 2019. 384 с.
  3. Галтунг Йохан. О роли интеллектуалов — упражнения в самокритике // Высшее образование в Европе. 1976. № 6. Вып. 1. С. 25–30.
  4. Дарендорф Ральф. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением // Политические исследования (Полис). 1997. № 6. С. 5–14.
  5. Адо Илзетраут. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2002. 475 с.
  6. Hans de Wit. Three models of higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rlcu.org.ar/recursos/E_0000032_003_EUROPEANHIGHEREDUCATION.pdf (дата доступа: 02.07.2022).
  7. Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.: Искусство, 1991. Т. 3. 148 с.
  8. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры. В 2 т. СПб.: София, 1991. 352 с.
  9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. 224 с.
  10. Дробышевский Ст. Станислав Дробышевский о том, как технологии 21 века превращают нас в «ждунов». URL: https://www.youtube.com/watch?v=nWg_wwRbhBs (дата доступа: 28.02.2023).
  11. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопросы философии. 1996. № 2. С. 137–145.
  12. Федорова Е.В. Императорский Рим в лицах. М., Изд-во Московского университета, 1979. 462 с.
  13. Kostiukevich, Svetlana V. University studies as training for the intellectual professions // Higher Education in Europe. 1996. Vol. XXI. No. 2-3. P. 203–213.
  14. Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: «Летний Сад» – Журнал «Нева», 2000. 560 с.
  15. История Европы. По европейской инициативе Фредерика Делуша. Коллектив из 12 европейских историков. Минск: Вышэйшая Школа; М.: Просвещение, 1996. (Перевод с издания: Histoire de l’Europe. — Hachette, 1992.)
  16. Костюкевич С.В. Модели университетского образования как фактор лидерства: на примере модели исследовательского университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 6. С. 17–24. DOI: 10.20339/AM.06-22.017
  17. Higher Education in Belarus. Compiled by Alexander Prokhorov. UNESCO|CEPES, Bucharest, 1994.
  18. Кутуев П.В., Енин М.Н., Костюкевич С.В. Проблемы и препятствия для успешного трудоустройства молодежи: влияние современной идеологии университетского образования (по данным глобального социологического проекта Всемирного Альянса YMCA) // Идеология и политика. 2019. № 2 (13). С. 76–103.

 

 

 

Данная статья является продолжением предыдущей статьи автора: Костюкевич С.В. Массовизация и профессионализация университетов в середине XX века: социально-культурные последствия // Alma mater (Вестник высшей школы). 2022. № 10. C. 11–19. DOI: 10.20339/AM.10-22.011