УДК 378
https://doi.org/10.20339/AM.05-23.008
В.М. Филиппов,
д-р ф.-м. наук, профессор
Президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН),
академик Российской академии образования
ORCID ID: 0000-0002-4389-6981, AuthorID РИНЦ: 4415;
Scopus ID: 5719125116
e-mail: v.filippov@rudn.ru
Ю.Н. Эбзеева,
канд. филол. наук, доцент,
заведующая кафедрой иностранных языков
филологического факультета,
Первый проректор – Проректор по образовательной деятельности
Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)
ORCID ID: 0000-0002-0043-7590, SPIN-код: 3316-4356,
AuthorID РИНЦ: 486267; Scopus ID: 57194398624
e-mail: ebzeeva-yun@rudn.ru
Исследование представляет собой анализ результатов воспитательной работы как аспекта деятельности Российского университета дружбы народов. Университет заявляет, что в период обучения в вузе происходит формирование выпускника РУДН — представителя мировой элиты, качественные характеристики которого коррелируют с такими понятиями, как высокие личностные характеристики, этническая толерантность, мотивированность к учебе и профессии, знание и уважение традиций университета. В статье приведены и проанализированы результаты ежегодного опроса выпускников университета, данные в сравнении с ответами первокурсников вуза, а также представлен casestudy Российского университета дружбы народов как пример успешной реализации стратегии управления в области воспитательной политики. В заключении сделан вывод о том, что университет успешно реализует модель воспитания, которая позволяет своевременно и адекватно отреагировать на вызовы современного общества, создает интернациональную образовательно-воспитательную среду, дающую возможность воспитания выпускника РУДН как представителя мировой элиты. Проведенное исследование является примером успешной реализации воспитательного аспекта деятельности российского многопрофильного университета с высоким уровнем интернационализации.
Ключевые слова: воспитательный аспект деятельности вуза, формирование мотивации, ценности и традиции РУДН, толерантность, интернационализация.
Литература
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Воронеж, 2001.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
- Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. М., 2005.
- Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М., 2006.
- Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов. М., 2007.
- Карякина С.Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). C. 246–252.
- Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). C. 40–46.
- Андронникова О.О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). C. 85–89.
- Андронникова О.О., Ветерок Е.В., Беззубова Н.С. Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве вуза // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. C. 7–13.
- Ромм Т.А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. C. 89–93.
- Нефедова А.С. Общая характеристика воспитательного пространства вуза как фактора реализации комплексной законодательно закрепленной социальной нормы // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. C. 82–87.
- Власова А.Д., Колышкина В.А., Гитман Е.К. Воспитательная работа в вузе: историко-правовой аспект // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. C. 17–25. DOI: 10.24412/2712-827X-2022-9-17-25
- Гуревич К.Г., Зорин К.В. Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2017. № 6 (23). C. 33–36. DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00002
- Богословский В.И., Аниськин В.Н., Ильмушкин Г.М. Педагогическая модель системы воспитания студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Академии права и управления. 2017. № 1 (46) C. 153–161.
- Зникина Л.С., Боровцов В.А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). C. 60–62. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-495-60-62
- Puzanova Zh.V., Filippov V.M., Larina T.I., Simonova M.A. Family attitudes of university students in terms of extremism risks // RUDN Journal of Sociology. 2022. № 22 (4). P. 802–811. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-802-811
- Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего: коллективная монография / отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Логос, 2010.
- Филиппов В.М. Новые тренды в интернационализации образования в условиях глобальных рисков // Алтай-Азия 2022: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики. Сб. материалов V Международного образовательного форума. Барнаул, 2022. C. 32–35.
- Яковлева С.М. Рекрутинг международных студентов как элемент интернационализации российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). C. 64–70.
- Данилова С.В. Развитие толерантности студентов вуза в процессе обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-3 (19). C. 13–14.
- Саенко Л.А., Теницкий С.В. Модель формирования коммуникативной толерантности студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). C. 157–159. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-157-159
- Балезина Е.А., Форостян В.В. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. C. 307–316.
- Агирбов С.Р., Сказко А.С. К вопросу об интернациональном воспитании в вузе // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 4 (8). C. 96–97.
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управление рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). C. 60–79.
- Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Трудоустройство выпускников как аспект деятельности университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 3. С. 75–83. DOI: 10.20339/AM.03-23.075