Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

RUDN graduate is a representative of the world elite: Upbringing aspect of the university’s activities

В.М. Филиппов, Ю.Н. Эбзеева

УДК 378

https://doi.org/10.20339/AM.05-23.008

 

В.М. Филиппов,

д-р ф.-м. наук, профессор

Президент Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН),

академик Российской академии образования

ORCID ID: 0000-0002-4389-6981, AuthorID РИНЦ: 4415;

Scopus ID: 5719125116

e-mail: v.filippov@rudn.ru

Ю.Н. Эбзеева,

канд. филол. наук, доцент,

заведующая кафедрой иностранных языков

филологического факультета,

Первый проректор – Проректор по образовательной деятельности

Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН)

ORCID ID: 0000-0002-0043-7590, SPIN-код: 3316-4356,

AuthorID РИНЦ: 486267; Scopus ID: 57194398624

e-mail: ebzeeva-yun@rudn.ru

 

Исследование представляет собой анализ результатов воспитательной работы как аспекта деятельности Российского университета дружбы народов. Университет заявляет, что в период обучения в вузе происходит формирование выпускника РУДН — представителя мировой элиты, качественные характеристики которого коррелируют с такими понятиями, как высокие личностные характеристики, этническая толерантность, мотивированность к учебе и профессии, знание и уважение традиций университета. В статье приведены и проанализированы результаты ежегодного опроса выпускников университета, данные в сравнении с ответами первокурсников вуза, а также представлен casestudy Российского университета дружбы народов как пример успешной реализации стратегии управления в области воспитательной политики. В заключении сделан вывод о том, что университет успешно реализует модель воспитания, которая позволяет своевременно и адекватно отреагировать на вызовы современного общества, создает интернациональную образовательно-воспитательную среду, дающую возможность воспитания выпускника РУДН как представителя мировой элиты. Проведенное исследование является примером успешной реализации воспитательного аспекта деятельности российского многопрофильного университета с высоким уровнем интернационализации.

Ключевые слова: воспитательный аспект деятельности вуза, формирование мотивации, ценности и традиции РУДН, толерантность, интернационализация.

 

Литература

 

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Воронеж, 2001.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
  3. Дубовицкая Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации. М., 2005.
  4. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. М., 2006.
  5. Ярулина Л.Р. Развитие учебной мотивации студентов. М., 2007.
  6. Карякина С.Н. Структура учебной мотивации студентов на разных этапах обучения в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 1 (78). C. 246–252.
  7. Максименко Н.В. Проблемы актуализации мотивации академических достижений студентов как факторы повышения качества обучения в университете // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). C. 40–46.
  8. Андронникова О.О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1 (69). C. 85–89.
  9. Андронникова О.О., Ветерок Е.В., Беззубова Н.С. Гендерный подход к формированию универсальных компетенций в воспитательном пространстве вуза // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 6. C. 7–13.
  10. Ромм Т.А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5. C. 89–93.
  11. Нефедова А.С. Общая характеристика воспитательного пространства вуза как фактора реализации комплексной законодательно закрепленной социальной нормы // Педагогическое образование в России. 2017. № 11. C. 82–87.
  12. Власова А.Д., Колышкина В.А., Гитман Е.К. Воспитательная работа в вузе: историко-правовой аспект // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. C. 17–25. DOI: 10.24412/2712-827X-2022-9-17-25
  13. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Инфекционные болезни: Новости. Мнения. Обучение. 2017. № 6 (23). C. 33–36. DOI: 10.24411/2305-3496-2017-00002
  14. Богословский В.И., Аниськин В.Н., Ильмушкин Г.М. Педагогическая модель системы воспитания студентов в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Академии права и управления. 2017. № 1 (46) C. 153–161.
  15. Зникина Л.С., Боровцов В.А. К вопросу о реализации воспитательного потенциала вуза в процессе подготовки будущих специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 4 (95). C. 60–62. DOI: 10.24412/1991-5497-2022-495-60-62
  16. Puzanova Zh.V., Filippov V.M., Larina T.I., Simonova M.A. Family attitudes of university students in terms of extremism risks // RUDN Journal of Sociology. 2022. № 22 (4). P. 802–811. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-802-811
  17. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего: коллективная монография / отв. ред. М.В. Ларионова. М.: Логос, 2010.
  18. Филиппов В.М. Новые тренды в интернационализации образования в условиях глобальных рисков // Алтай-Азия 2022: Евразийское образовательное пространство – новые вызовы и лучшие практики. Сб. материалов V Международного образовательного форума. Барнаул, 2022. C. 32–35.
  19. Яковлева С.М. Рекрутинг международных студентов как элемент интернационализации российских вузов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). C. 64–70.
  20. Данилова С.В. Развитие толерантности студентов вуза в процессе обучения // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 12-3 (19). C. 13–14.
  21. Саенко Л.А., Теницкий С.В. Модель формирования коммуникативной толерантности студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). C. 157–159. DOI: 10.24412/1991-5497-2021-186-157-159
  22. Балезина Е.А., Форостян В.В. Толерантность к иностранным студентам в российских вузах (на примере ПГНИУ) // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. № 2. C. 307–316.
  23. Агирбов С.Р., Сказко А.С. К вопросу об интернациональном воспитании в вузе // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 4 (8). C. 96–97.
  24. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Шайгерова Л.А. Принципы формирования толерантности и управление рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. 2011. № 2 (6). C. 60–79.
  25. Эбзеева Ю.Н., Дугалич Н.М. Трудоустройство выпускников как аспект деятельности университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 3. С. 75–83. DOI: 10.20339/AM.03-23.075