Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Cognitive model of knowledge

А.В. Купавцев

УДК 37.01+159.95

https://doi.org/10.20339/AM.05-22.026 

 

А.В. Купавцев,

канд. пед. наук, доц.

Кафедра физики

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

e-mail: AVKUP@bk.ru

 

Рассмотрена физиология познавательной деятельности человеческого организма: рефлексы, инстинкты, афферентации головного мозга. Афферентные поля закладываются в онтогенезе человека, и их развитие идет по пути сужения круга афферентаций, выделения «ведущей» и ухода остальных в резервный фонд. Вершиной когнитивного познания материального мира являются концептуальные принципы и фундаментальные естественнонаучные обобщения, представляющие собой полирецепторные функциональные системы мозга. Когнитивная субъектная деятельность имеет  две составляющих — природную и социальную, образующие неразрывное единство природного и социального начал живого психического процесса саморегуляции всех форм активности субъекта. На высших этапах развития личности психическое все равно не перестает быть природным и не становится «чисто» социальным. Зачатки природного и социального, обеспечивающие фундаментальную роль субъекта в своем психическом развитии, мозг ребенка получает в утробе матери. Внешние воздействия и влияния действуют только опосредствованно, через внутренние условия субъекта, в соответствии с когнитивным принципом детерминизма — «внешнее (интер-) только через внутреннее (интра-)». Важнейшим свойством человека является самосознание себя в системе других людей и событий социума, своей активности, своего развития и саморазвития. Различают два аспекта проявления субъектности в образовании: 1) формирование субъектно-личностной позиции студента в освоении им социокультурного мира и определении своего место в нем; и 2) субъектная позиция личности к деятельности  и овладению профессией (общенаучное и профессиональное образование специалиста).

Ключевые слова: рефлексы, инстинкты, афферентации головного мозга, когнитивный принцип детерминизма.

 

Литература

1. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006. 589 с.

2. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 15–36.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М: Педагогика. 1991. 480 с.

4. Цветкова А. Психологические возможности человека и проблемы обучения // Коммунист. 1986. № 11. С. 49–58.

5. Идиатулин В.С. Когнитивные факторы учебного процесса // «Физика в системе инженерного образования стран ЕврАзЭс». 2008. С. 165–167.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М: Университет, 2002. 336 с.

7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М: Ин‑т практической психологии, 1996. 392 с.

8. Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Эпистемология классическая и не классическая. М.: Эдиториал УРСС, 2006. С. 75–87.

9. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. М.: Ин‑т психологии РАН, 2013. 464 с.

10. Машиньян А.А., Кочергина Н.В. Когнитивная технология формирования знаний о естественнонаучных теориях // Перспективы науки и образования. 2015. № 3 (15). С. 73–81.