УДК 378:61:327
https://doi.org/10.20339/AM.05-22.009
В.А. Лазаренко,
д-р мед. наук, профессор,
ректор
e-mail: kurskmed@mail.ru
В.А. Липатов,
д-р мед. наук, профессор,
проректор по научной работе и инновационному развитию
e-mail: drli@yandex.ru
М.Т. Шехине,
канд. техн. наук, доцент,
директор Международного медицинского института
e-mail: chahine@kursksmu.net
Г.С. Маль,
д-р мед. наук, профессор,
заведующий кафедрой фармакологии
Курский государственный медицинский университет
e-mail: malgs@kurksmu.net
О.О. Курилова,
канд. фармацевт. наук, доцент
кафедра фармацевтической технологии
e-mail: kurilovaoo@kursksmu.net
Ю.Л. Петрачевская,
канд. экон. наук, доцент,
помощник директора Международного медицинского института
e-mail: petrachevskayayl@kursksmu.net
О.В. Максименко,
специалист отдела прогнозирования и анализа научной деятельности
e-mail: maksimenkoov@kursksmu.net
Курский государственный медицинский университет Минздрава России
Актуальность исследования обусловлена явлениями глобализации образования, повышением требований к уровню качества подготовки студентов, в том числе граждан иностранных государств, усложнением условий организации процесса обучения, что определяет необходимость поиска новых подходов и технологий. Оценка качества образовательной деятельности в условиях интернационализации требует создания необходимой инфраструктуры, формирования соответствующей нормативно-правовой и учебно-методической базы. При рассмотрении обозначенной проблемы использовались методы систематизации и обобщения, позволяющие изучить данную проблему с учетом множества факторов, влияющих на оценку качества образовательной деятельности в условиях интернационализации. В статье выделены основные подходы к процессу оценки качества образовательной и научно-исследовательской среды, сформированной в вузе. Исследованы вопросы интернационализации медицинского университета через организацию исследовательской работы, стажировок, научных мероприятий и осуществления программ международного сотрудничества: договоры, конференции, публикации, гранты. Высокая практическая значимость результатов настоящего исследования подчеркивается тем, что сформулированные выводы и предложенные научно-теоретические положения могут быть полезны руководителям образовательных организаций и имеют возможность адаптации к условиям образовательного процесса. Статья будет полезна административным и педагогическим работникам вузов, а также всем интересующимся исследованиями качества образовательной деятельности в условиях интернационализации.
Ключевые слова: интернационализация, стажировки, международное сотрудничество, конференции, гранты, публикации, научно-исследовательская деятельность, образование.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Литература
1. Гуцу Е.В., Гергележиу Е.И. Интернационализация медицинского университета: преимущества и риски // Непрерывное медицинское образование и наука. 2020. Т. 15. № 1. С. 3–9.
2. Ивина Л.В., Мороз Н.Ю. Интернационализация рабочих программ по иностранному языку для нелингвистических специальностей как компонент внутренней интернационализации вуза // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2019. № 4 (833). С. 91–100.
3. Изгарская А.А., Черных С.И. Интернационализация науки и образования как глобальный процесс: миросистемный подход // Дискурс. 2019. Т. 5. № 6. С. 42–56.
4. Клюева Е.Г., Терехов А.Г. Роль балльно-рейтинговой системы в учебно-познавательной деятельности студентов медицинского вуза // Innova. 2021. № 4 (25). С. 24–32.
5. Колчина О.С., Сергеев А.А. Ярмарка вакансий в условиях пандемии: опыт Курского государственного медицинского университета // Innova. 2021. № 1. С. 6–11.
6. Лазаренко В.А., Липатов В.А., Олейникова Т.А., Северинов Д.А., Филинов Н.Б. Об эффективности внедрения рэнкинга в систему управления университетом (практический опыт) // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 9–19.
7. Лазаренко В.А., Липатов В.А., Филинов Н.Б., Олейникова Т.А., Северинов Д.А. Изменения показателей мониторинга различных видов деятельности вуза как критерий эффективности внедрения системы рейтинговой оценки деятельности преподавателя // Innova. 2016. № 3 (4). С. 23–27.
8. Лазаренко В.А., Ткаченко П.В., Липатов В.А., Северинов Д.А. Роль комплексной поддержки молодых ученых и специалистов в развитии современного университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 1. С. 31–38. DOI 10.20339/AM.01-20.031
9. Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Викторова А.О. Интернационализация образовательных программ как ядро внутренней интернационализации образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2017. № 4. С. 154–157.
10. Сарафанова П.М. Новый подход к управлению интернационализацией высшего образования // Государственное управление. Электронный вестник. 2015. № 51. С. 104–123.
11. Хакимов В.А. Цифровые технологии в подготовке кадрового резерва руководителей здравоохранения // Innova. 2021. № 4 (25). С. 33–35.
12. De Wit H., Hunter F., Howard L., Egron-Polak E. Internationalisation of Higher Education. 2015. 326 р. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540370/IPOL_STU(2015)540370_EN.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
13. Petcu V., Petcu A., Hâj C., [et al]. Practical guide for internationalization of Romanian higher education // Higher Education Policy Series. 2015. Vol. 11. P. 21–22.
14. Wu H., Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22. № 3. P. 259–277.