Alma Mater
ISSN 1026-955X
Вестник высшей школы
Лучший способ узнать всё о высшем образовании
Языки

=

Московский мегаполис как образовательная среда в системе межкультурного иноязычного образования

В.А. Гончарова, В.В. Алпатов
80,00 Р

УДК 811:316.7(1-25)

https://doi.org/10.20339/AM.04-21.027

 

В.А. Гончарова,

канд. пед. наук, доц., доц. кафедры

методики обучения английскому языку и деловой коммуникации

e-mail: v-goncharova@yandex.ru

В.В. Алпатов,      

канд. филол. наук, доц., доц. кафедры

методики обучения английскому языку и деловой коммуникации

e-mail: alpatov.v@list.ru

Институт иностранных языков

Московского городского педагогического университета

 

Обоснован тезис о необходимости и возможности использовать социокультурные ресурсы г. Москвы для построения образовательной среды с целью формирования межкультурной коммуникативной компетенции при обучении студентов иностранным языкам с позиции межкультурного подхода. В качестве ключевого авторы выдвигают тезис о необходимости понимать под родной культурой (изучение которой составляет цель межкультурного иноязычного образования наряду с культурой иноязычной) культуру именно региональную как единственно доступную обучающемуся. При этом Москва обосновывается как ресурсное пространство для межкультурного иноязычного образования, будучи местом для проектирования социальной среды и коммуникативных отношений, средоточием регионального уровня родной культуры, городом межкультурного общения. Авторы определяют связанную с этим образовательную урбанистику как междисциплинарную область проектирования социогуманитарного знания и опыта в контексте взаимообогащающей интеграции городского пространства и ценностно-смысловых (образовательных) траекторий личностного развития горожанина. Как следствие, формулируются базовые принципы построения городской образовательной среды в контексте межкультурной иноязычно-коммуникативной подготовки студентов, включая познания универсального (глобального) через единичное (локальное), методологической работы с пространством как ресурсом и фактором образовательной деятельности, проектирования (собственной) образовательной среды как индивидуально осознанной ценности, проектирования индивидуальной образовательной траектории на основе картирования, контекстного обучения, приоритета спонтанно созидаемых смыслов/знаний, осознанного различения образования и профессиональной подготовки (обучения).

Ключевые слова: межкультурное иноязычное образование, городская образовательная среда, образовательная урбанистика.

 

Литература

  1. Астафьева О.Н. Национально-культурная идентичность в условиях глобализации: сложный вектор развития // Вестник МГУКИ. 2016. № 5 (73). С. 34–37.
  2. Гончарова В.А., Алпатов В.В. Межкультурное зазеркалье: опыт интеграции родной культуры в российское иноязычное образование в высшей школе // Alma mater (Вестник высшей школы). 2017. № 9. С. 110–115. DOI: 10.20339/AM.09-17.110
  3. Гончарова В.А., Абрамова Г.С. Социализация в мегаполисе: вызов педагогическому образованию? // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 34–37.
  4. Тульчинский Г.Л. Личность как проект и бренд // Наука телевидения. 2011. Вып. 8. С. 250–265.
  5. Языкова Н.В. Актуальные проблемы реализации межкультурного подхода в иноязычном образовании и пути их решения. Язык-культура, мышление-познание, интегративные исследования: Материалы межд. науч.-прак. конф. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2018. С. 275–282.