УДК 378:159.95::354
https://doi.org/10.20339/AM.04-20.064
А. С. Петракова,
канд. филос. наук, старший преподаватель
Новороссийский филиал
Краснодарского университета МВД России
e-mail: anvsch@mail.ru
Представлен анализ роли педагога как главного участника образовательного процесса, обеспечивающего единство обучения и воспитания. Педагог выполняет социальный заказ, формируя профессионально-нравственные качества будущего специалиста в соответствии с требованиями ФГОС, содержащимися прежде всего в общекультурных компетенциях. При этом самообразование должно учитывать актуальное состояние культуры общества, включая общепринятые мировоззренческие установки, ценностные ориентиры и нравственные смыслы. Учитывая возраст обучающихся в вузе, нужно отметить, что педагог здесь формирует скорее не личность, а мотивацию к саморазвитию. Для успешной реализации актуальных задач педагогической деятельности преподаватель сам должен быть личностью высоконравственной, компетентной и ориентированной на конечный результат. Для выявления основных требований к личности педагога, способного в условиях вуза формировать необходимые профессионально-нравственные качества обучающихся, на базе Новороссийского филиала Краснодарского университета МВД России было проведено социологическое исследование. Оно показало, что личность педагога чрезвычайно важна для развития профессионально-нравственной стороны личности курсанта или слушателя. При этом преподавателям ведомственного вуза не хватает педагогического оптимизма, человеколюбия, гибкости и демократичности. Обучающиеся хотят, чтобы педагоги видели в них личности, уважительно относились к их личностной автономии и в обучении использовали активные и интерактивные формы, позволяющие обучающимся раскрываться и творчески подходить к процессам обучения и воспитания.
Ключевые слова: педагог, обучение, воспитание, профессионально-нравственные качества, социологическое исследование, социальный заказ, культура.
Литература
1. Бегидова С.Н. Современные требования к профессиональной деятельности педагога // Вестник АГУ. 2017. Вып. 1 (193). С. 15–19.
2. Блинникова А.В., Большедворская М.В., Кузнецова М.В. Рекомендации по формированию профессиональных компетенций в системе подготовки бакалавров «Управление персоналом» посредством наставнической деятельности // Педагогический имидж. 2018. № 3 (40). С. 148–161.
3. Большая психологическая энциклопедия. URL: https://psychology.academic.ru/615
4. Казаренков В.И. Миссия педагога высшей школы как ученого, наставника, человека // Вестник РУДН. 2008. № 3. С. 87–91.
5. Казаренков В.И., Рангелова Е.М., Казаренкова Т.Б. Роль педагога в формировании у студентов опыта межкультурного взаимодействия // Вестник РУДН. 2014. № 2. С. 5–11.
6. Кинжаева Г.С. Требования к личности педагога-наставника в процессе духовно-просвещенческого воспитания студентов // Педагогическое мастерство. М., 2013. С. 12–14.
7. Умаева А.Т., Хачароева А.Х. Роль педагога в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся // Учитель создает нацию. Махачкала, 2018. С. 104–109.
8. Ушинский К.Д. Моя система воспитания. О нравственности. URL: https://www.litmir.me/br/?b=604995&p=1
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
10. Халиков А.К. Требования, предъявляемые к учителю как личности // Молодой ученый. 2011. № 11. С. 179–180.