УДК 316.4/.6:37.06
https://doi.org/10.20339/AM.04-20.028
С.Л. Таланов,
канд. социол. наук, доц.
Ярославский государственный педагогический университет
e-mail: talanov_sergei@mail.ru
Анализируется влияние референтной личности (референтной группы), социального капитала семьи и семейной группы на выбор подрастающим поколением направления обучения в вузе и будущего места работы. Выявлены факторы, влияющие на формирование образовательной и профессиональной стратегии студентов. Установлено, что чем выше продвинулся по карьерной лестнице в своей социальной организации хотя бы один из родителей, тем выше вероятность того, что его дети придут в данную организацию и будут строить в ней свою карьеру. Если оба родителя построили достаточно успешную карьеру в определенной социальной организации, то вероятность того, что их дети будут в ней работать и строить карьеру, будет выше 50%. Если кто-либо из семейной группы достиг успеха в карьере в определенной социальной организации, то вероятность того, что он будет помогать членам семейной группы строить карьеру, получать образование очень высока. Основная мотивация при содействии в построении карьеры членами семейной группы — создание капитала, полей для последующего воспроизводства «успеха» членов семейной группы. Несмотря на то что люди поступают, как правило, не так, как им хочется, а исходя из своих возможностей (ресурсов семьи), ценности референтной личности или референтной группы имеют решающее значение для жизненного сценария конкретного человека. Даже при невозможности выполнить жизненный сценарий у референтной личности или референтной группы человек продолжает придерживаться ценностей своего идеала (референтной личности).
Ключевые слова: габитус, капитал, социальные поля, социальная мобильность, вуз, квалификационная яма, референтная личность.
Литература
1. Bourdieu, P. Espace social et genèse des «classes». Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. No. 52–53. P. 3–14.
2. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. Молодежь в сфере образования: ожидания и мотивация // Россия реформирующаяся. М., 2017. С. 154–174.
3. Попова И.П. Профессиональное образование и профессиональная мобильность: результаты анализа биографических интервью // Многомерная социальная мобильность в современной России. М., 2018. С. 56–59.
4. Таланов С.Л. Трансформация ценностей студенческой молодежи в условиях динамики социальных изменений // Alma mater (Вестник высшей школы). 2020. № 2. С. 32–41.
5. Inglehart, R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990.
6. Jamal, F., Fletcher, A., Harden, A., Wells, H., Thomas, J., Bonell, C. The school environment and student health: a systematic review and meta-ethnography of qualitative research. BMC Public Health. 2013. Vol. 13. P. 798.
7. Tibbetts, Y., Priniski, S.J., Hecht, C.A., Borman, G.D., Harackiewicz, J.M. Different Institutions and Different Values: Exploring First-Generation Student Fit at 2-Year Colleges. Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 502.